IVAN IVANOV (vanchouzzz) wrote in moya_moskva,
IVAN IVANOV
vanchouzzz
moya_moskva

Трамвайный коллапс в центре Москвы



Давайте перенесёмся с вами в те времена, когда в Москве отсутствовало понятие личный автомобильный транспорт. Нет, я допускаю, что у каких-то элитарных единиц он был, были служебные машины, и вспомогательная техника, к коей мы отнесем скорую помощь и пожарных, но не суть.
Итак, Москва 30-х годов, маленький рассказ о проблемах

Так сложилось исторически, что Москва имеет радиально-кольцевую схему планировки, так вот у этой планировки есть самый-самый центр, где исторически концентрировалась жизнь города. Место важное, поэтому в Москве, тут в самом-самом центре стоит Кремль и в нём, так же исторически сидит власть.
Соответственно, вокруг Кремля у нас центральные улицы и площади.
Это место предельной концентрации потоков людей и машин (в нашем случае это 30-е годы, поэтому заменяем машины трамваями). Да, совсем забыл про неотъемлимую часть транспортного потока в то время - гужевой транспорт. Но в начале 30-х годов, он так или иначе, уже начинал уходить в историю.

В 1899 году в Москве появился трамвай, а уже к 1905 году, он "доехал" и до центрального полукольца площадей, до этого общественным транспортом тут была конка и линейки.
И вот так получилось, как только трамвай основательно прописался в центре, сюда были проложены основные маршруты тех времен. Уже к середине 10-х годов ситуация сложилась серьёзная, через связку центральных площадей проходили почти все маршруты трамвая, кроме кольцевых А и Б, и, как водится, случались поломки, сбои движения, ДТП и т.д.
Пропускная способность падала, трамваи стояли, а новые линии строить было негде. Предлагались планы копать трамвайный тоннель, напрямую от Варварских ворот (там где сейчас "нижний" выход из м.Китай Город) к Манежной площади, но стоило это запредельных в то время денег - 1,8 млн. руб.
Поэтому городские власти, так и откладывали серьёзное решение трамвайных проблем,коим было бы метро, заменяя небольшими "мероприятиями, позволяющими снизить траффик".
Одним из первых таких решений была постройка трамвайной линии от угла Неглинной ул. и Театрального проезда, без соединения с линией по последнему, сразу к Большому театру и далее на площадь Революции, эдакий крюк, вокруг основного направления от Лубянки к Охотному ряду.

Вот, посмотрите, вагоны на этой фотографии все движутся по своим параллельным путям:


Т.е трамвай 1-ого маршрута до Курского вокзала, шёл не за 11-тым, который благополучно укатил в сторону Марьиной рощи, а параллельно ему, а между ними еще 3-ечка проедет в сторону Серпуховки.

В общем получалась 4-х путная трамвайная линия под окнами Малого театра. Но и такому "облегчению" движения был предел. Но тут - "повезло" и коллапса не произошло, ибо война и революция, а потом разруха и долгое восстановление трамвайных линий и маршрутов.

И вот, в конце 20-х годов, когда трамваи начали развиваться: строились линии, закупались вагоны и т.д. и т.п. по-тихоньку начали обнажаться старые нерешённые проблемы, а если к этому добавить еще рост населения, изменившийся социальный портрет пассажиров, новопроложенные линии в пригороды Москвы и составы в три вагона, в общем, всё как сейчас в метро - давка, хамство, "еле едем".
В 1924году вновь вернулись к проблеме переустройства центрального узла трамвайных линий, был составлен проект прямого соединения площади Революции и Свердлова с Никольской ул. и устройство трамвайной линии по Богоявленскому переулку к Биржевой площади и по ул.Ильинка, подробнее об этом можно почитать тут:
Я остановлюсь на примере Лубянской площади.



Тут к концу 20-х годов был маленький трамвайный адок. От площади в разных направлениях уходило 6 линий. Изначально на площади было кольцо, но постепенно, оно обрастало "улучшениями" и в итоге к 30-му году схематично выглядело так:


(движение против часовой) В том месте где мы видим на плане Малую Лубянку, там сейчас главное здание ФСБ. Односторонняя трамвайная линия вокруг площади в прямых везде состоит из трех путей, а если обратить внимание на начало Мясницкой ул, то там вообще расцветает куст из 4-х путей, превращающихся в немыслимо запутанную развязку.

Реальная картина в этом месте была такой:


А вот трёхпутная трамвайная линия у современного "Детского мира":


Движемся дальше против часовой, вот то место где сейчас асфальт, машины, грязь и пыль и вход на ст.м. Лубянка, а раньше была стена Китай-Города и Владимирские ворота за которыми начинается Никольская улица:



То же место, но в сторону Ильинских ворот:


Общий вид площади в сторону Кремля:

Замечу, что весь остальной транспорт и пешеходы двигались в прямых направлениях, поперёк площади, от одной улицы к другой. Пешеходный путь, если обратить внимание, покрыт асфальтом, в отличие от булыжных мостовых.

Вид на площадь от Мясницкой улицы:

В здании "Северного страхового общества" сейчас вход в м. Лубянка, а Калязинское подворье, построенное в эпоху Модерна, сейчас в процессе очень грубой перестройки.

Трамвайный круг на Лубянке так бы себе и существовал, но концом ему послужили несколько факторов, среди которых сложная конфигурация путей и большое количество съездов между ними, стрелки и малого радиуса кривые - всё это сильно затормаживало движение, а кол-во маршрутов проходящих по площади доходило до 12-14шт, для наглядности схема трамвайных линий в 1931г. наложенная на современную карту:


красным обозначены линии маршрутов, проходящих через Лубянку, серым- все остальные.
Не трудно догадаться, что площадь была важнейшим узлом в этой сети и чуть что, возникали серьёзные проблемы в движении трамвая в целом по городу.

В 1933 году (могу и ошибаться) провели масштабную реконструкцию площади, смыслом которой было убрать кольцо и сделать так:


фонтан с площади убрали и отправили к зданию Академии наук на Ленинском, где он сохранился и по сей день.


Трамваи, как и остальной транспорт до этого, стали проходить площадь поперёк. Конечно при этом площадь, в своём сакральном смысле некоего центра объединения потоков, центра жизни этой части города была потеряна, но транспортную проблему решили.

Правда в том же году появился троллейбус. На тот момент современный вид транспорта призванный, как и наш современный монорельс, в миг решить все проблемы(но не решил). Да и трамваю нашлась спустя два года более серьёзная замена в виде первой линии метро, прошедшей аккурат под площадью и далее под самыми загруженными трамвайными линиями под центральными площадями и к площади трёх вокзалов.

Трамваи убрали, заменили троллейбусами, с площадью обошлись и того хуже, расширив её и уничтожив все самые достопримечательные здания. Закатали асфальт и теперь мы имеем то, что имеем - четырёхполосную дорогу по каждой стороне площади и огромное неиспользуемое пространство в центре, где изредка стоит одинокий сотрудник ДПС.


В качестве итога, поделюсь своими размышлениями. Сейчас ситуация с транспортом в центре чем то похожа на то что я описал, в метро - запредельные пассажиропотоки, а наверху - запредельные потоки автотранспорта, которые в свою очередь убили наземный общественный транспорт. Я еще помню как в центре движение по Театральной- Охотному Ряду и Моховой было устроено в разных направлениях, правда автомобилей было меньше и общественный транспорт присутствовал. Я жил недалеко от Лубянки, помню как не раз ездил на 2 маршруте троллейбуса в сторону Арбата, это было удобно, не было необходимости спускаться в метро, чтоб проехать 2-3 станции.
Что же теперь - нет альтернатив: либо на метро, либо пешком и как мне кажется, а я не супер-профессионал транспортник (хотя так или иначе моя профессия архитектора-градостроителя связана с транспортом), считаю что общественный транспорт надо активно развивать в том числе и в центре, чтоб как-то снять напряженность пассажиропотоков в метро. Пусть это будет не трамвай, а троллейбус, но запустить его по выделенной линии, во встречном направлении существующему нужно.

В материале использованы фотографии с сайта http://oldmos.ru/
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments