Мадикен (madiken_old) wrote in moya_moskva,
Мадикен
madiken_old
moya_moskva

Categories:

гостиница-пансион "Княжий двор"



Фото из журнала palysandr

Этот удобный район недалеко от Кремя долгое время занимали палаты царевых конюхов и каретников, пока здесь не начали селиться сподвижники Петра I. Участок на углу М.Знаменского переулка и Волхонки занял тогда русский адмирал, основатель Морского корпуса и кавалер высшего ордена Андрея Первозванного князь Михаил Михайлович Голицын (младший). Было это в 1738 году, на участке стояло одноэтажное каменное здание и сенной шалаш. В 1759—66 архитекторы И.П.Жеребцов и И.С. Мегасов, надстроили здание вторым этажом, и возвели дворец по проекту петербургского архитектора С.И.Чевакинского.




В 1768—70 усадьба имела вид величественный и красивый с каменными флигелями по сторонам парадного двора, службы, ограда с монументальными арочными проездными воротами в стиле раннего классицизма. На них можно полюбоваться и сейчас. Кованые ворота «под старину» украсили ажурным вензелем с аббревиатурой PMG, то есть Prince Michail Golitzin.


1990-96


В 1754 году в канун визита Екатерины II (по случаю заключения Кючук-Кайнарджийского мира с Турцией) Михаил Голицын предлагает государыне остановиться у себя в усадьбе. Императрица не любила Кремль, и Голицын об этом знал. Екатерина соглашается и усадьба Голицына превращается в Пречистенский дворец государыни императрицы. Хозяин усадьбы приглашает Матвея Казакова, и под его руководством парадный этаж усадьбы получает деревянное продолжение и тянется до усадьбы Долгоруких (№ 16).Екатерину дворец раздражал, она называла его «торжеством путаницы» и жаловалась, что в кабинете ей приходилось сидеть «между тремя дверями и тремя окнами. «Я в жизнь мою столько не видала их»,- восклицала Екатерина. Казаков однако получил звание архитектора, Екатерина уехала, дворец разобрали.





Усадьбу наследует действительный тайный советник, член Государственного совета Сергей Голицын — друг Пушкина. Поэт часто бывал в гостях у Голицына. В домовой церкви этой усадьбы Пушкин хотел венчаться с Наталией Гончаровой, однако Московский митрополит Филарет не разрешил, и поэтому венчание происходило в приходской церкви невесты у Никитских ворот.
После смерти С.Голицына усадьба переходит к его племяннику - Михаилу Голицыну.

При Михаиле Голицыне усадьба впервые становится музеем. В январе 1865 года в пяти просторных залах главного дома на Волхонке торжественно открыли Музей личных коллекций. В экспозиции были представлены Леонардо да Винчи, Рафаэль, Рубенс, античные статуи, гобелены и изделия из золота и бронзы. Все это было личной коллекцией Михаила Александровича Голицына и его выдающихся предков. «Раздел западноевропейской живописи включал около 200 полотен итальянских, французских, фламандских, голландских, немецких, австрийских и русских мастеров. Всего в Голицынском музее находилось около 700 экспонатов, а библиотека насчитывала более 20 тысяч томов».

После М.А.Голицына владельцем усадьбы становится Сергей Михайлович Голицын. Он-то и решает в 1877 году перестроить первый этаж главного дома и помещения левого флигеля, расположенного по улице Волхонка, под меблированные комнаты «Княжий двор». Перестройка осуществлена академиком архитектуры В.П. Загорским. Загорский оформил угловую часть корпуса с учетом расположенного симметрично, по другоую сторону площади Колымажного двора, дома Волковых. И тот и другой дом имели скругленный угол. При строительстве ограды Музея Изящних Искусств архитектор Клейн поддержал сложившуюся симметрию: углы ограды Музея тоже были закруглены.
«Княжий двор» сразу преобретает популярность. Удобное местоположение — недалеко от Кремля, тихая улица, близость к Храму Христа Спасителя. Сам Голицын зимой жил «в Париже, а летом в в своем имении Дубровицы, поэтому никто из служащих никогда не видел мифического владельца гостиницы».

По воспоминаниям современников, «внутри было мрачно, тихо, холодно. Широкие длинные коридоры с полами, залитыми асфальтом и натертыми до блеска, были всегда безлюдны, казалось, здесь никто не живет. А жили там в высоких и больших комнатах подолгу — годами. Среди жильцов было много знаменитостей: композитор Гречанинов, скульптор Опекушин, профессор Сезерцез».

В главном корпусе постояльцы были именитые. Вспоминают, например, старушку-помещицу Сатину. Она на зиму приезжала в Москву и останавливалась в «Княжьем дворе», а летом уезжала в деревню. Внешне Сатина была вылитая гоголевская Коробочка. Любимым развлечением чудачки-помещины было зазвать конторщиков играть с ней в карты — ей было развлечение, а конторщикам прибыль: Сатина играла на орехи и шоколадные конфеты и частенько проигрывала.



1880-е. Пустынная площадь Колымажного двора. Слева - меблированные комнаты в усадьбе Голицына.



О «Княжьем дворе» вспоминает Татьяна Александровна Аксакова (урожденная Сиверс), жена Бориса Сергеевича Аксакова.

Дальнейшие действия Московского военного округа выразились в назначении поручика Аксакова командиром одной из рот 56-го запасного полка, 1-й батальон которого стоял в Кремле.

Все складывалось прекрасно (во всяком случае, с моей точки зрения!), и жизнь приводилась к одному знаменателю. Сознавая важность положения людей военнообязанных, мы решили до весны не обзаводиться постоянной квартирой и поселились в меблированных комнатах «Княжий двор» на Волхонке. Это местожительство было удобно тем, что находилось близко от кремлевских казарм, места службы Бориса. Я тоже была некоторым образом связана с Кремлем, т.к. с момента прибытия в Москву из Калуги начала работать в складе Красного Креста, организованном великой княгиней Елизаветой Федоровной в Николаевском дворце. Отдел, в котором я числилась, ведал раздачей в пошивку скроенного белья и приемом готовой продукции.

Воспоминания Т.А.Аксаковой

В 1886 году Сергей Михайлович Голицын вынужден был закрыть Музей и по частям распродать свою бесценную коллекцию. Голицынской лечебнице были нужны средства для расширения, оснащения ее дорогостоящим оборудованием, операционными, просторными палатами, всеми необходимыми медикаментами и т.д.

В разные годы усадьбу занимали Московская консерватория и Русское хоровое общество (1894-1898 года).

В 1900 году основное здание Голицынской усадьбы преобретает Московское художественное общество во главе с великим князем Сергеем Александровичем для Училища живописи, ваяния и зодчества.

Меблированные комнаты переходят во владение А.А.Пороховщикова.

В это время в «Княжьем дворе» живет Максим Горький.

В 1909 году здание арендовал Московский городской народный университет им.А.Л.Шанявского. Здесь в 1911 г. получил квартиру преподаватель Училища Леонид Осипович Пастернак с семейством.


Все постояльцы пансиона были свидетелями грандиозного строительства, развернувшегося на Колымажном дворе. Строительство, верно, доставляло массу неудобств постояльцам гостиницы. И.В.Цветаев в своем письме от 17 марта 1901 года пишет: "Третьего дня был на стройке: там идет ужасный грохот по укладке и приспособлению железного перекрытия. Стук такой, что нельзя было вести разговор с сопровождавшим меня десятником."

В «Княжьем дворе» подолгу жил Василий Суриков.

Н.Ф.Матвеевой. Москва, 29 октября 1909

Очень бы хотелось повидаться с Вами, Наталия Флоровна! Мы остановились в гостинице «Княжий двор» у храма Спасителя. Может, дадите знать по телефону № 8-70? Вернулись из Сибири 24 октября. Очень крепко жму Вашу руку.
В.Суриков


О пребывании В.И.Сурикова в «Княжьем дворе» остались воспоминания современников:

Суриковы сняли в верхнем этаже главного корпуса две комнаты. Им было удобно, как нигде, — тихо, спокойно, и незачем было хозяйством обзаводиться и держать прислугу.

В комнате у Василия Ивановича был телефон. По вечерам к нему приходили друзья — поэт-художник Максимилиан Волошин, актриса Массалитинова, критик Никольский, большая приятельница танцовщица Наталья Тиан, сестры Пемовы, старый коллекционер Лезин с супругой, госпожа Гречанинова. К. Елене Васильевне приходили ее подруги-курсистки— Коржевина и Легерт, была еще одна худенькая, с густыми черными бровями — Оля Гутоп. Василий Иванович недолюбливал ее за легкость нрава и с иронией спрашивал у дочери:

— А эта, у которой лицо бровями испачкано, тоже придет?

Внук В.И.Сурикова так описывает свое пребывание в гостях "у дедушки": "Перед обедом он отправлял нас погулять во двор, что находился позади гостиницы. В «Княжьем дворе» обычно с детьми не жили, и потому двор, заваленный сугробами, был пустынным и каким-то чужим. Одно громадное голое дерево стояло посредине, и на дереве с отчаянным карканьем трепыхались большие, жирные вороны.

Мы стоим с братом Мишей посреди сугробов. За решеткой двора — огненно-малиновый закат. Галдят удивленные нашим появлением вороны. Мы ежимся от холода и неуютной незнакомости чужих окон, в которых пылает закат; от зловещего карканья нам не хочется ни лепить снежную бабу, ни кататься по ледяной дорожке. Постояв минут пятнадцать, мы робко возвращаемся к дедушке: «Мы нагулялись!» И снова возле него тепло, весело, уютно.

Источник



Флигель усадьбы Голицына с гостиницей виден между колонадой Музея Изящных Искусств и Храмом Христа Спасителя.


В «Княжьем дворе» всегда останавливался Репин, когда приезжал в Москву из Пенатов.
Приехал он и в 1913 году, когда случилось несчастье с картиной «Иван Грозный убивает своего сына».

16 января в Третьяковскую галерею пришел человек. Постоял около «Боярыни Морозовой» Сурикова, затем решительно повернулся, подошел к картине Репина «Иван Грозный и сын Его Иван», постоял и, молниеносно выхватив сапожный нож, нанес по полотну три удара. «Довольно крови! Довольно крови!» - говорил он.

В «Княжий двор» к Репину шли посетители: делегация именитых москвичей, депутат Государственной думы Ледницкий, Бунин, Шаляпин и еще кто-то, кажется, художник Коровин, и от имени Москвы трогательно просили у Репина прощения за то, что Москва не уберегла его картины».
Сюда приходили телеграммы и письма. 436 таких посланий Репину передали в специально изготовленном для этого случая резном ларце- «изголовнике».
Русский вестник


В «Княжьем дворе» жил А.Н.Островский. Здесь он написал «Бесприданницу», «Сердце не камень», а также «Таланты и поклонники».

Полгода прожил в усадьбе Голицына известный славянофил, писатель и издатель газеты «Русь» И.С. Аксаков. Он умер здесь же, в своей съемной квартире, прямо за рабочим столом.




После революции гостиница продолжала существовать. В ней разместилось общежитие Наркоминдела. И.В.Дубинский вспоминает, как приходил к Виталию Примакову, недавно вернувшемуся из Китая.

По эспланаде, на которой высился несуществующий уже ныне храм, мы пошли к Примакову в гостиницу «Княжий двор». Это был очень респектабельный и очень тихий отель в одном из тихих переулков Волхонки, как раз напротив Музея изобразительных искусств. Просторные апартаменты бывшего «Княжьего двора» ныне заняты Министерством электроприборов.

В своем весьма скромном, но уютном номере Виталий Маркович усадил меня в кресло, протянул пачку тогдашней новинки – сигарет. Сам устроился на высоком подоконнике и, разжегши хорошо мне знакомую походную трубку, распахнул створки небольшого окна. Стал пускать дым на улицу. Распечатал я подаренную мне пачку лишь спустя полтора года… с досады. Это когда нас с Примаковым, собравшихся в дальний путь, неожиданно разлучили… Но об этом после.

С сияющим лицом, сверкающим взором, переполненный необычными впечатлениями, мой старший товарищ и высокочтимый боевой руководитель времен гражданской войны говорил о своих творческих планах. И тут же досадовал: не успел остыть от одного пекла, а в перспективе уже новое – очевидно, опять Азия.

Воспоминания Дубинского


Вручение знамени метростроевцам на фоне Музея Изобразительных Искусств


При строительстве метрополитена первая линия метро прошла прямо под зданием левого флигеля усадьбы Голицына. В 1925-1936 годах в усадьбе расположилась Коммунистическая академия. С 1936 по 1960 год здесь находился Институт истории АН СССР. После войны в бывших номерах «Княжьего двора» размещался «Автоэкспорт». В начале 60-х снесли левый флигель, а в усадьбе в 1990-х разместился Музей личных коллекций. Сейчас это Галерея искусства стран Европы и Америки. Она занимает как раз главный корпус гостиницы «Княжий двор».




Использованы материалы

подробнее о усадьбе Голицына

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments