senart_artdeco (senart_artdeco) wrote in moya_moskva,
senart_artdeco
senart_artdeco
moya_moskva

Categories:

Бассейн "Москва" и наш "китайский архитектор Че-чу-лин".

28 июля 2010 год. Слава богу, никаких новостей. В Москве, по-прежнему, удушающий зной, но вот солнца стало меньше - то ли смог, то ли тучи.
Продолжая тему воды и фонтанов, захотелось написать о знаменитом бассейне Москва и его создателях... Ну да, злополучное место, на котором сейчас стоит ХХС. Рассматривая старые фото бассейна, видишь осуществленное сходство то ли с Термами Каракаллы, то ли с палестрами античных форумов. Масштаб точно античный.



Понимаю, что не ради здоровья граждан великого города и столицы все это затевалось. Но все же... результат на лицо - гидротехническое сооружение было выстроено за 2 года (1958-1960) и простояло до 1994 года. Долгое время - это самый большой открытый бассейн в Европе. Бассейн работал круглый год, имел подогрев воды. Круглая чаша диаметром 130 метров. Одновременно в бассейне могло плавать до 2 тысяч посетителей. Действовали абонементные группы лечебного и оздоровительного плавания. Можно было приобрести билеты на ближайший сеанс. Без справки, достаточно зайти на прием к медсестре здесь же.



Для Хрущева - замечательный демократический и политический жест, заодно закрылась и тема, которая зияла дырой заложенного фундамента Дворца Советов еще с 30-х годов. Что называется "концы в воду".



С водными аттракционами в Москве при Лужкове закончилось, не успев начаться (Трансваль имею ввиду). Но бассейн Москва не был аттракционом. Никто никого там не развлекал. Ты предоставлен сам себе - вода, небо, и иногда музыка из усилителей. И все это в городе, ты его видишь и ощущаешь. Самым удивительным было,конечно, плавание в минус 20, когда на резиновой шапочке быстро появлялись корки льда и клубящийся пар. Желающих поплавать в такую погоду было немного. Но вот в памяти всплывает и это тоже. А еще на территории около бассейна росли груши, и осенью на деревьях было много плодов. С экологией , наверное, несмотря на советский тоталитарный режим, было получше. Хотя, город есть город, и в нем не обязаны расти фрукты и овощи.



Странное это место. Архитектор Дмитрий Чечулин, заливший водой фундамент так и несостоявшегося Дворца Советов другого архитектора и вечного своего соперника Иофана, в течение всей своей жизни часто занимался тем, что достраивал и перестраивал свои же проекты на нечто прямо противоположное. В первую очередь это касается бассейна. Еще до войны Чечулин участвовал в конкурсах на проектирование Дворца Советов и получил за это первую премию. Будучи учеником Щусева, и с институтских времен декларируя нелюбовь к конструктивизму-формализму, он сумел встроиться в систему, а после войны стать главным архитектором Москвы и донести до начальства идею Бориса Иофана о строительстве высоток, и внедрить ее в жизнь.



Нет смысла спорить о первородстве на этом месте, что является более истинным - болото, двор Малюты Скуратова, монастырь, Храм Христа Спасителя, Дворец Советов, бассейн или ХХС. По мнению исследователя Великанова - все вместе это создает пространственно-временной архитектурный ансамбль-матрешку, и нет конца этим заменам.

При жизни коллеги явно не любили Дмитрия Чечулина, может за несменяемую близость к власти, может за искренность, с которой он любил эту власть и пользовался взаимностью при всех советских руководителях. "От Ильичи до Ильича"- по этому поводу зло шутили коллеги. У него было правильное рабочее происхождение, только благодаря этой власти он стал тем, кем стал. Как-то обращаясь к художнику в своей мастерской, чтобы на отмывках высотки убрать тучи, заметил:"Там(поднимает указательный палец вверх) тучи не любят".


Дворец Советов Бориса Иофана.

Из семи высоток две проектировал он - на Котельнической и в Зарядье. Вторая должна была быть самой высокой и строилась под Наркомтяжпром (мин-во тяжелой промышленности). Фундамент ее был заложен также перед войной, который стал бомбоубежищем, а впоследствии, кинотеатром "Зарядье".



И если в начале проекта архитектор убеждал всех в необходимой именно в этом месте большой вертикали, то в результате, в хрущевские времена все закончилось большой горизонталью - гостиницей "Россией". Чудесной трансформацией поручено было заниматься также Дмитрию Чечулину. Судьба самого архитектора и его творений являла собой особую беспринципность советской творческой элиты.


Проект высотки в Зарядье. Высота — 275 метров. Д. Чечулин, 1950-е гг.

Высотки, строительством которых руководил Чечулин, определили облик новой Москвы и ...реализованную утопию. Фактически все они выросли из проекта башни Третьего Интернационала (Дворца Советов). Начало их возведения приходятся на самое тяжелое время после войны.

Страна задолжала по лендлизингу немыслимые суммы Америке, платить нечем, да наше руководство и не собирается. Вся американская техника отдается обратно союзникам. Заемов никто не дает, в стране - глубокий застой. Как всегда в России в такие времена проблемы с погодой и неурожаем. Люди живут в землянках, а у детей официально подтверждается дистрофия. И нет конца перечислениям этих бед. И голод, очень сильный на несколько лет...


Строительство высоток. 1951, 1952 г.г. Фото Эммануила Евзерихина

А тут высотки - решение жилищного вопроса, понятно для кого. Военная элита сильна как никогда и ... стареющий Сталин. И что происходит? Начинает реально в жизнь воплощаться утопия. Видимо, это не случайно - любовь к классическим декорам и грандиозным масштабам у того начальства. Рим! Поздний имперский Рим. Кроме понимания ясности и внятности классических ордеров у руководства прослеживается и любовь к гигантомании. Да и строили эту утопию заключенные-рабы, на труде которых и держалась власть советов.



Глядя на фото Москвы того времени, понимаешь, что она все-таки, несмотря на все революции и потрясения до 50-х годов оставалась средневеково-хаотичной, немного сельской столицей, где разве что огородов не было. Зато - большое количество сарайчиков, лабазов, каких-то немыслимых деревянных пристроек. Особенно это касалось Зарядья. Каким был бы город, если бы не революция, трудно сказать. Может, все же был бы порядок, и настоящий капитализм с частной собственностью. И город был бы похож на европейский город, а не на Стамбул, по которому ходил генерал Чернота в фильме "Бег".

У архитекторов была трудная задача - сделать небоскребы, не повторяя американских образцов (то есть не впадая в космополитизм) и не владея их технологией, что трудно, так как архитектура все же интернациональна. В результате, у всех высоток все же можно найти американские аналоги. В качестве сплетни: иногда поговаривают о секретных чертежах, якобы вывезенных из побежденной Германии. Но... это всего лишь сплетни. Квартиры в этих домах распределял сам Сталин. Чечулин очень надеялся получить квартиру на высоких панорамных этажах, а получил - на первом. Знаю несколько исторических домов в Москве, в которых жили сами архитекторы. Себе квартиры они планировали на последних этажах,заранее зная, что это будет их жилище, с видами на все стороны света. Странно, что с Чечулиным так обошлись.

Московские высотки стали органичны, без них трудно уже представить себе город, да символом советской власти они тоже являются. Недаром в начале 90-х годов в Варшаве, где также есть своя высотка, построенная "в дар польскому народу" вызывала такую ярость, что все население страны было за ее снос, мотивируя это тем, что очень уж дорого обходится ее обслуживание. Эта высотка не была жилым домом, тут тогда находились театры, культурные организации, какие-то офисы. Наверное, дело было не в дороговизне обслуживания - символ Советского Союза, социалистического строя и пр.


Дом Аэрофлота. 1934 год, Д. Чечулин.

Но вернемся к Чечулину. В 1934 году он создает проект Здания управления Аэрофлота. Впервые увидев эскиз даже не сомневаешься, что это - Третий Рейх и проект архитектора Шпеера, или еще кого-нибудь. Наверху - фигура с крыльями и пятиконечной звездой. Но крылья такой мощи, что тут же образ Германии получается. В стране появились свои безусловные герои - челюскинцы. И их фигуры стоят над входом в здание. От этого эскиза дух захватывает, так профессионально и убедительно он выполнен.

Здание это должно было стоять на площади у Белорусского вокзала. И вот в 1980 году Чечулин этот же проект перерабатывает в здание Верховного Совета, позже переименованного в Белый Дом. Разница очевидна. А многими это возвращение архитектора к старым формам было и переосмыслено как ностальгия по старым добрым сталинским временам, а не творческая истощенность и усталость.
До войны был построен жилой дом на Ленинском 16, в сооавторстве с Мордвиновым.


Ленинский проспект, дома 16 и 12, конец 1940-х.

Когда рассматриваешь ретушированные фото в старых книгах об архитектуре Москвы, возникает ощущение, что это не настоящий, а придуманный город. Там нет людей, машины выполняют функции стафажа для антуража. Почти город Солнце.


Проект Большого Академического Кинотеатра на площади им. Свердлова (Театральная пл.). Арх. Д.Чечулин, 1936 год.


Государственный Академический Большой Кинотеатр. Арх. Д. Чечулин, 1936.

В 50-х Чечулин занимается переоформлением Триумфальной (сейчас Маяковкской) площади, включая здание бывшего театра Мейрхольда, ставшее Концертным залом им. Чайковского и строительство гостиницы Пекин. В ресторане последней, опять же, по слухам очень любили встречаться люди из органов. А в професcиональной среде говорили, что гостиницу построил наш китайский архитектор Че-чу-лин. Чуть позже, он ,действительно, уже в Пекине построил башню Радио.



А я воспринимаю все строения Чечулина через призму настроений эстетики черно-белого кино 60-х. В любимом фильме "Еще раз про любовь" несколько раз показывают наземные вестибюли станции метро "Динамо", выстроенные им в 1938 году. Это как отправная точка встреч влюбленных. Как и в книжной архитектуре Чечулинских строений, так и во всем фильме есть какая-то безвоздушость, в которой они обитают, и где развиваются отношения двух человек, где город - это обязательный фон этого чувства, а люди, ну совершенно не нужны.



Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 82 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →