В статье, тогдашнего главного архитектора Москвы Иосифа Ловейко, рассказывается о перспективном строительстве и дается несколько рисунков. Я склонен доверять тому, что нарисовано в этих "комиксах" поскольку, очевидно, что срисовывались они с реальных проектов. Почему не было построено все, что было задумано - вопрос сложный и требует дальнейшего изучения. Можно лишь отметить, что большинство развязок было запланировано еще в 30е годы. Скорее всего, до Войны предполагалось, что страна будет активно догонять США и личный автотранспорт будет массовым явлением. Кроме того, еще не забылись страшные пробки конца 20х, начала 30х годов, которые, во многом, и привели к строительству метро.
Ну а пока, посмотрим, на то, каким могло бы быть Садовое кольцо. И для наглядности будем использовать панорамы Яндекса.
Начнем сверху, от Самотеки к Красным воротам.
В оригинале, Колхозная площадь ошибочно написана на месте Самотечной. Но мы то, знаем что где.
Эстакада на Самотеке была построена и доказывает свою полезность.
Разговоры о строительстве тоннеля на Сухаревской ведутся не один год. Одна из проблем - уничтожение сохранившихся фундаментов Сухаревой башни. Кроме того, надо учитывать, что по существовавшим планам, Сретенка должна была быть существенно расширена и стать настоящей "вылетной магистралью", без помех впадающей в Проспект Мира.
"Сталинский" дом справа за храмом, как бы намекает на то, какой ширины могла бы быть новая Сретенка.
Пробитый еще во времена Сталина Новокировский, а ныне проспект Сахарова, так и не сыграл своей роли. Из-за отсутствия вменяемой развязки, а главное продолжения к Лубянке, трафика на нем нет - потоки идут через Орликов переулок. Эта развязка, могла бы забрать на себя основной поток транспорта, который сейчас сворачивает у высотки на Красных воротах. теоретически, можно было бы организовать бессветофорное движение.
Едем по часовой стрелке и приезжаем на Покровку и Курский вокзал
Покровка переходит в Старую Басманную в тоннеле. Те, кто стоял на этом месте в пробке, особенно когда потоки входят в "клинч" оценят это решение. Но надо отметить, что и Покровка и Старая Басманная должны были стать шире. В том виде, как они существуют сейчас, тоннель лишь усугубил бы ситуацию.
За рекламой "Росно" мы видим дом, который формировал бы правую сторону Старой Басманной. За ним видим резкое сужение старых домов.
Сразу видим "лишние дома" на Покровке и неоконченную композицию по Садовому.
А вот тоннель от Курского вокзала, пригодился бы и сейчас.
Теперь становится понятно, почему в красной линии домов есть такой странный "выгрыз". Здесь как раз бы уместилась петля левоповоротного тоннеля от вокзала на тогдашнюю улицу Чкалова.
Дальше мы попадаем к пересечению с улицами Воронцово поле (Обуха) и Сыромятнической. Когда то тут был светофор, и можно было проехать поперек, сейчас только правый поворот. Тоннель решил бы эту проблему если бы... вместо ул Воронцово поле была бы широкая магистраль в сторону Солянки и Китай-города. Но она так и не состоялась, хотя "парадные ворота" были построены.
Перескочив через Яузу, приезжаем на Таганскую площадь. В части Садового кольца, она ровно такая же как на рисунке.
За кадром остались несколько нереализованных магистралей. Например, магистраль завода имени Сталина
Сейчас с путепровода в тоннель, потом на мост через Москва-реку и мы на площади Павелецкого вокзала.
Садовое почти не выходит из тоннеля, пересекая Кожевническую улицу
И Новокузнецкую, которая была построена лишь местами.
"Парадный вход" на Новкузнецкую. Всем бы хватило места и трамваю и автомобилям.
Ныряем в существующий тоннель под Добрынинской площадью
Дальше идет узнаваемая связка до метро Парк Культуры
Пересекая Садовое, эстакада у метро Парк Культуры, убегает на тесную Остоженку.
Выезжаем на Зубовскую, некоторые дома на этом рисунке даже угадываются.
Ширины необыкновенной - место есть и для тоннеля и для развязки.
Тоннель в створе Садового кольца, позволил бы задействовать все прилегающие улицы, а так, они фактически выключены из движения. Кстати, теперь становится понятым, почем этот дом с рекламой "Мегафона" утоплен относительно красной линии.
Хотя это довольно популярное решение на московских перекрестках. Движемся дальше к Смоленской площади и Новому Арбату.
Тоннель под площадью очень бы пригодился. Нынешний поворот со Смоленского бульвара постоянно утыкается в пробку на кольце. Хорошо еще, что Арбат теперь пешеходный, а улица справа от МИДа, так и не была построена.
Фотография drugoi
Но из 8 полос в каждую сторону по 3-4 можно было бы отъесть для тоннеля, который переходил в уже построенный под Новым Арбатом.
Три полосы в тоннеле - почти хватает. С тех пор как достроили здание LOTTE Plaza, эта часть Садового кольца приобрела законченный вид. Все же это магистраль и вдоль нее должна быть высотная застройка.
Эта площадь даже в проекте не заслужила развязки. Вероятно потому, что строительство Краснопресненского проспекта пока не предполагалось. Хотя в Генплане 1935 года он был и кое какие его части уже были построены.
Приближаемся к площади Маяковского
Уходим в тоннель под Тверскую, улицу Горького. Одна из больших загадок - почему устояла "София". В проектах ул Горького ее уже не было, да и по логике она была не нужна. Почему то, часть тоннеля провели под зданием, что естественно усложнило строительство.
Выпрыгиваем из тоннеля.
И двигаемся к следующему перекрестку, на котором также должен был быть тоннель. Вот какая ширина!
Почему же здесь нет тоннеля? Потому, что поперечная магистраль - Новослободская - Большая Дмитровка не была построена. Есть только отдельные куски. Но главного - соединения Долгоруковской (Каляевской) и Большой Дмитровки - не случилось. Малая Дмитровка не в счет - она забирает правее, а надо было выходить за спину кинотеатра "Россия" (ныне "Пушкинский").
На этой фотографии хорошо заметны красные линии Долгоруковской и "вход" на "новую Дмитровку" между панелькой и зданием из светлого кирпича. Находящееся между ними полукруглое здание, в котором уютно расположился ЖЖ, построено относительно недавно и по старым планам является "лишним". Впрочем, не стоит горевать о "точечной застройке" - пробивать магистраль через квартал между Малой Дмитровкой и Каретным Рядом, уже не будут.
Вот мы и сделали круг - впереди, за зданием ГАИ снова Самотека.
Как и многое в Москве, реконструкция Садового не была доведена до конца. Возможно тому были политические причины, отчасти экономические, да и не все градостроителье задумки, что требовали обязательного устройства развязок в двух уровнях были реализованы. Реконструкция и достройка тоннелей, сейчас, при нынешнем автомобильном трафике, едва ли возможна.