Дом Пашкова — одно из самых красивых и знаменитых зданий Москвы.
Шедевр архитектуры классицизма, построенный по заказу Петра Пашкова,
разбогатевшего сына денщика Петра I.
Распространено мнение, что автор проекта — Василий Баженов.
Никаких письменных свидетельств не сохранилось, однако многие
специалисты усматривают баженовский почерк в царственном облике
этого сооружения.
Любопытно, что первоначально, согласно некоторым источникам, его стены были оранжевыми.
Место для строительства выбрано не случайное. Напротив — Боровицкий холм и Кремль.
Дом Пашкова (впрочем, гораздо чаще его называли Пашковым домом) стал первым светским зданием Москвы,
из окон которого можно было видеть Кремль не снизу вверх.
Он составляет единое целое с высоким Ваганьковским холмом и как бы продолжает линию подъема.
Дом-дворец обращен на проезжую часть Моховой улицы величественным фасадом. Второй, менее праздничный,
выходит во двор и формирует пространство уютной усадьбы.
Здесь, со стороны Староваганьковского переулка, был единственный въезд в усадьбу, доступный для карет.
Немецкий путешественник Иоганн Рихтер в своих мемуарах со вкусом описывал владение:
«Внизу два каменных бассейна с фонтанами в средине.
От улицы дом отделяется решеткою чудного узора. Сад, как и пруд, кишит иноземными редкими птицами.
Китайские гуси, разных пород попугаи, белые и пестрые павлины находятся здесь на свободе или висят в дорогих клетках.
Эти редкости вместе с общей красотой этого дома привлекают сюда по воскресеньям и праздничным дням
многочисленные толпы народа».
Во время нашествия Наполеона усадьба сильно пострадала. Восстановленная в 1815—1818 годах, она приобрела
черты московского послепожарного классицизма.
Историки архитектуры полагают, что на этот раз поработал сам Осип Бове.
Особняк вызывал всеобщее восхищение.
Поэт Михаил Веневитинов назвал его «самым изящнейшим зданием во всей России».
В 1839 году городская казна приобрела дом у обедневших наследников Пашкова.
В нем размещался Дворянский институт, а затем городская гимназия.
В дальнейшем здание было снова «перепрофилировано» и приняло на себя музейные функции.
Почему? В 1831 году в Санкт-Петербурге принял первых посетителей частный музей, созданный на основе коллекций
и библиотеки государственного канцлера графа Николая Румянцева.
Политик, библиофил, ценитель древностей, он завещал все собранное им «на пользу Отечеству и благое просвещение».
Крылатые слова ныне выбиты над входом в Румянцевский читальный зал в Доме Пашкова.
Несмотря на громкие заявления, городская власть практически не оказывала материальной поддержки
новому культурному учреждению. Оно стало чахнуть, возникла угроза закрытия музея.
И тогда москвичи проявили инициативу: пусть собрание графа переедет к нам, мы обеспечим все необходимые условия.
Город был особенно заинтересован в этом, так как остро ощущал отсутствие общедоступной библиотеки с полноценным фондом.
В мае 1862 года в Доме Пашкова распахнули двери Московский публичный
(его базу составило собрание Московского университета) и Румянцевский музеумы.
В этом же году здесь начала работу и Румянцевская публичная библиотека.
Одним из ее читателей в течение сорока лет был Лев Толстой.
Открытие двух национальных библиотек, расположившихся под одной крышей, сопровождалось большими торжествами. Императорская семья преподнесла поистине царский подарок: часть своих личных библиотек, произведения декоративно-прикладного искусства и живописи, в том числе и «Явление Христа народу» Александра Иванова.
Александр II приобрел его спустя несколько часов после смерти художника.
Ныне там работают три библиотечных отдела — научно-исследовательский отдел рукописей, отдел нотных изданий
и звукозаписей, отдел картографии. А в парадном зале (культурно-выставочный центр) регулярно
проходят международные конференции, вернисажи, презентации книг, церемонии вручения литературных премий.
В гостеприимной Москве не все складывалось благополучно. В 1870 году тогдашний директор музеев Василий Дашков,
крайне обеспокоенный плачевным состоянием бывшей усадьбы, сообщал министру народного просвещения,
что выделенных денег не хватает. И потому он «вынужден был по недостатку каких-либо денежных средств
обратиться к частному содействию в лице купца А. Захарова».
Спонсор не только помог привести в надлежащий вид фасады Пашкова дома, но и профинансировал сооружение
казармы для служителей, помещения для канцелярии и квартиры смотрителя музеев«.
По представлению Дашкова император пожаловал Алексею Захарову золотую медаль «За усердие».
В 1925—1927 годах реставрацию Пашкова дома проводили Алексей Щусев, Илья Машков, Иван Рерберг,
Евгений Шервинский.
В тридцатые в связи с расширением Моховой улицы снесли ограду и вырубили сад.
Виталий Долганов (автор смотровой площадки на Воробьевых горах) соорудил монументальную лестницу,
спускающуюся к Моховой. Вместо герба Пашкова, украшавшего здание, появились серп и молот.
Внутренняя планировка из-за многочисленных ремонтов менялась еще радикальнее.
Дипломат, канцлер, председатель Государственного Совета и основатель замечательного частного музея,
созданного им в Санкт-Петербурге и имевшего целью служить Отечеству "на благое просвещение".
Считается основателем Российской Государственной библиотеки.
Н.П.Румянцев - сын знаменитого полководца Петра Александровича Румянцева-Задунайского.
На фамильном гербе Румянцевых было начертано Non solum armis (Не только оружием).
Представители этой семьи много сделали для славы России - и в деле победы над врагом, и в деле
процветания Отечества науками и просвещением.
В собранной Н.П. Румянцевым коллекции было более 28 тысяч книг, более 700 рукописей, этнографические,
археологические материалы. Нумизматика, минералогия, живопись, скульптура были представлены в его музее.
Среди хранившихся там книг - 104 инкунабулы, большое количество русских первопечатных изданий,
произведения ученых XVIII-XIX вв., описание путешествий, первое издание 1800 г. "Слова о полку Игореве",
первые два издания Энциклопедии Дидро и Д'Аламбера.
Умер Н.П.Румянцев в 1826 г. в С.-Петербурге. Захоронен в своем имении в Гомеле.
После его смерти не осталось завещания.
Выполняя устную волю брата, Сергей Петрович Румянцев передал коллекцию
в казенное ведомство (государству) "на пользу Отечеству и благое просвещение".
С этой коллекции началась история Библиотеки.
Раритетных вещей в доме Пашкова сохранилось немного.Одна из 3-х ваз ,это подарок императора Александра II
"Девочка читающая книгу" работа неизвестного итальянского мастера.
Какая увлеченность)
Во время войны в «старом здании Государственной библиотеки имени В. И. Ленина» (так в советское время
называли Дом Пашкова) работал общий читальный зал.
Одна из сотрудниц ГБЛ — Зоя Колчина — вспоминала, что «научные работники, кандидаты наук и профессора
размещались на левых хорах, военнослужащие — офицерский состав — на правых...
В библиотеке было тепло, светло и очень уютно, на длинных столах отсвечивали зеленые абажуры ламп...
Механизация подачи требований и книг была примитивной, но она нас выручала.
Книги и газеты из основного хранения пересылались в фанерном ящике (мы его прозвали антилопой),
скользящим на роликах по воздушному канату до приемника старого здания».
Очередной переломный этап в судьбе Пашкова дома пришелся на конец восьмидесятых.
В 1986 году строительные работы на станции «Боровицкая» привели к тому, что осел его фундамент и треснули перекрытия. Реставрация, начавшаяся в 1988 году, в середине 90-х ввиду отсутствия финансирования остановилась.
Дом-легенда постепенно приходил в полное запустение.
Внешне он еще смотрелся, но внутри зрелище было печальное: осыпалась лепнина, стены поразил грибок,
протекала кровля. Блистательный образец зодчества XVIII столетия оказался на грани разрушения.
«Перемена участи» произошла в 2003 году, когда были найдены необходимые средства и собрались люди,
способные возродить памятник архитектуры. Свои усилия объединили строители, архитекторы, реставраторы,
дизайнеры, инженеры.
Спустя всего четыре года Российская государственная библиотека получила символический ключ от Дома Пашкова.
Раритетная лестница,мы видели их две.
В сегодняшнем дне архитектурного комплекса воплотилось в жизнь духовное завещание Николая Румянцева.
Дом Пашкова, аристократ и труженик, служит «на пользу Отечества и благое просвещение».
Книги до сих пор расставлены по форматно-крепостному принципу.
Российская государственная библиотека раскрывает свои богатейшие фонды посредством системы каталогов и картотек.
Создан и постоянно пополняется электронный каталог со свободным онлайн-доступом.
Кроме того, РГБ осуществляет подготовку сводных каталогов русской книги, издает фундаментальные
научно-вспомогательные библиографические пособия.
Если соберетесь посетить (записаться в библиотеку сейчас может каждый) с экскурсией это чудесное место
дождитесь весны,когда вымоют и откроют окна.Из окон открываются красивейшие виды на Кремль и город.
В стенах Библиотеки находится уникальное по своей полноте и универсальное по содержанию собрание отечественных и зарубежных документов на 247 языках мира; объем фонда библиотеки сегодня превышает 43 млн. единиц хранения
Это вторая в мире библиотека,после библиотеки Конгресса США(и то это спорный вопрос)
Библиотека предоставляет право пользоваться своими читальными залами всем гражданам России
и других государств, достигшим 18-летнего возраста
.
Источник :http://rsl.ru/
В 1926 году Совнарком признал «существующее здание Ленинской библиотеки несоответствующим
ее работе и значению».
В 1927—1929 годах в три этапа прошел конкурс на лучший проект.
В итоге предпочтение отдали проекту знаменитых
советских архитекторов Владимира Гельфрейха и Владимира Щуко, в конкурсе, кстати, не участвовавших.
Авторы сумели объединить в одно художественное целое советский монументализм и неоклассические формы,
востребованные в русском зодчестве. И потому их творение гармонично вписалось
в архитектурное окружение — Кремль, Московский университет, Манеж, Дом Пашкова.
Здание щедро украшено. Между пилонами фасада расположились бронзовые барельефы с изображением
властителей духа — ученых, мыслителей, писателей. Архимед, Коперник, Галилей, Ньютон, Ломоносов,
Дарвин, Пушкин, Гоголь.
Скульптурный фриз над главным портиком выполнен в основном по рисункам академика архитектуры
и театрального художника Владимира Щуко.
В оформлении Всесоюзной библиотеки имени Ленина приняли участие такие мастера, как Матвей Манизер,
Надежда Крандиевская, Вера Мухина, Сергей Евсеев, Всеволод Лишев. Импозантный конференц-зал спроектировал
архитектор Александр Хряков.
15 мая 1935 года в непосредственной близости от Ленинки была открыта одна из первых станций московского метро.
Она получила название «Библиотека имени Ленина», которое носит до сих пор.
В конце тридцатых построили 19-ярусное книгохранилище, в 1957—1958 годах завершили сооружение
корпусов «А» и «Б». Война помешала выполнить все работы в намеченные сроки.
Строительство и освоение библиотечного комплекса, включающего в себя несколько корпусов, продлилось до 1960 года.
Но во внутрь пойдем в следующий раз.