
Имя Трехгорки на протяжении более 200 лет неразрывно связано с Москвой, с ее историческим наследием. И по сей день стоит на берегу Москвы-реки знаменитая Трехгорка.Посмотреть на Яндекс.Фотках
ОАО «Трехгорная мануфактура» (до 1936 года — Товарищество Прохоровской Трёхгорной мануфактуры,
с 1936 года по 1992 год — «Трёхгорная мануфактура» им. Ф. Э. Дзержинского) — старейшее московское текстильное предприятие, основанное в конце XVIII века. Расположено между улицами Рочдельская, 1905 года и Краснопресненской набережной.
В магазинчике от фабрики есть музей-мемориальная комната Трехгорки.
Династия промышленников Прохоровых — российская династия, управлявшая Трёхгорной мануфактурой на протяжении нескольких поколений, с 1799 по 1918 годы.
За высокие достижения Прохоровы в 1912 году были удостоены наследного дворянства.
В историю России навсегда войдут их имена как самых известных предпринимателей-просветителей и благотворителей.
Прохоровы не столько пеклись о своей прибыли, сколько заботились о благополучии своих работников и в целом простых русских людей.
Основателем знаменитой династии стал Василий Иванович Прохоров.
Его отец был монастырским крестьянином Троице-Сергиевой лавры, там он работал служителем.
С митрополитом достаточно часто ездил в Москву по делам прихода, а заодно и приторговывал кустарными
изделиями Троице-Сергиевого посада.
В 1764 году, когда у монастырей были отобраны вотчины, Иван Прохорович освободился от крепостной зависимости. Переехал в Москву и стал мещанином Дмитровской слободы. Своего сына он пристроил приказчиком к одному старообрядцу, занимавшемуся пивоварением.
Неслучайно поэтому позже, в 1771 году, Василий Прохоров открыл свое пивоваренное дело.
Во время моровой язвы, в 1771 году, Василий Иванович тяжело заболел, и хозяин отправил его на излечение к своим единоверцам на Рогожское кладбище. Благодаря внимательному уходу верующих Василий Иванович выздоровел, но продолжительное пребывание в среде старцев не прошло для него бесследно. Он много времени уделял чтению книг, преимущественно богословского, религиозно-нравственного и мистического содержания. Целые десять лет Василий Иванович оставался верен старообрядчеству, а потом он снова перешел в православие.
В 1784 году Прохоров был приписан к московским купцам. Пивоваренное дело шло довольно неплохо,
однако Василий Иванович с годами все больше ощущал противоречие между собственной глубокой
религиозностью и характером промысла.
К тому же его жена, Екатерина Никифоровна, поговаривала: не может она молиться об успехе дела,
чтобы желать народу больше пить и через это разоряться.
Еще одной причиной для смены занятий Прохорова была встреча с Федором Резановым — редким знатоком красковарения и ситценабивного дела. Впоследствии Прохоров с Резановым породнится, выдав за него одну из своих родственниц. Они основывают небольшую ситценабивную фабрику, положив тем самым начало текстильной империи на Трех Горах — Прохоровской Трехгорной мануфактуре. По договору на пять лет Резанов и Прохоров поделили девять частей прибыли поровну, десятая часть отходила к Резанову «за его знания и распоряжение».
Через пять лет партнеры купили у князя Хованского фабричное заведение с земельным участком, где развернули производство ситца и платков. Ситценабивное дело тогда было новым для России. Однако на правительственную поддержку рассчитывать не приходилось: кредиты выдавались в основном на стратегические отрасли (металлургические заводы, суконные и парусиновые фабрики). Проблемой стал и набор рабочих — удалось переманить несколько человек из московских красилен. Но этого оказалось недостаточно, и поэтому Резанов самостоятельно обучил не один десяток рабочих и служащих фабрики.
В условиях отсутствия конкурентов дела фабрикантов быстро пошли в гору.
Василий Прохоров с легкостью расстался со своей пивоварней насовсем, и переехал из Хамовников на Пресню,
чтобы быть поближе к новому предприятию.
К 1810 году у Прохорова с Резановым работало около сотни человек; почти вся работа велась вручную, лишь два механизма имели конные приводы, впрочем, это было характерно для всей Европы.
Резанов с Прохоровым пробыли партнерами больше намеченного срока. Когда в 1812 году решили поделить имущество и капиталы, вмешалась война. Василий Иванович отправил своего сына Тимофея из Москвы с частью уже готового товара; сам же вместе с сыном Иваном остался в Москве охранять имущество фабрики от разорения.
И что удивительно — ни пожары, ни война не причинили вреда Трехгорке. Позже в память о спасении Василий Иванович отлил чугунную доску, которую укрепил на стене заводского корпуса. На ней было написано: «На этой горке 1812 года, в бытность Наполеона с войсками в Москве, московский фабрикант Василий Иванович и сын его Иван Васильевич Прохоровы спасались от пламени, объявшего Москву, и грабежа неприятелей...»
Василий Иванович был для своего времени человеком грамотным, набожным, рассудительным,
не случайно поэтому его многие годы избирали словесным судьей. У Прохоровых было девять детей,
тем не менее, они взяли на воспитание и вырастили нескольких девочек, малолетних дочерей дальних родственников, а позже выдали их замуж с богатым приданым.
Умирая, основатель династии советовал детям придерживаться тех правил, которые ему самому служили основой во всех поступках:
«Любите благочестие и удаляйтесь от худых обществ, никого не оскорбляйте и не исчисляйте чужих пороков; а замечайте свои, живите не для богатства, а для Бога, не в пышности, а в смирении; всех и, больше всего, брат брата любите».
Известный русский просветитель Бестужев писал: «Вот купец Прохоров, которого я и лица не знаю, но которого почитаю и уважаю выше всех вельмож на свете, он есть истинный сын Отечества, умеющий употреблять достояние свое в истинное благо. Он купец по рождению, но в душе выше всякого вельможи. .. Прими дань от меня, почтеннейший человек Прохоров, ты помирил еще меня с любезным моим Отечеством: я первого еще из соотечественников моих вижу такого человека и не знаю лица его. Ты краса русского народа... друг человека, соотечественников».
После смерти отца в 1815 году 18-летний Тимофей Прохоров остался полным хозяином. Ему было не занимать энергичности: он успевал быть всюду и все видеть, ни одно дело не начиналось без его личного надзора, без его непосредственного распоряжения. Хозяин не мог терпеть ни сквернословия, ни неблагопристойных разговоров. Уже в 1817 году Тимофей единодушно был избран в словесные судьи при местном частном доме.
В 1826 году, проанализировав свой опыт судейской службы, Тимофей Васильевич написал об организации Попечительного Комитета над тюрьмами. Он сам приложил немало усилий в работе этого комитета. Например, посылал учителя своей школы и приходского священника для обучения грамотности к детям арестантов. Добился разрешения совершать для заключенных в пересыльном тюремном замке на Воробьевых горах богослужение. В 1843 году молитвенный зал заключенных был перестроен в храм, освященный московским митрополитом Филаретом.
Еще в 19-летнем возрасте Тимофей Васильевич стал основоположником ремесленного обучения в России, сам написал для него программу и следил за занятиями, вечерами проводил чтения с рабочими фабрики.
В 1816 году на средства Прохоровых была учреждена ремесленная школа для малолетних работников (на 200 учащихся). Она стала первым учебным заведением такого рода не только в Москве, но и во всей стране.
Он занимался широкой просветительской работой: устраивал не только школы для народа, но учреждал и библиотеки, читальни. Наконец, первым в России стал устроителем фабричного театра.
При прохоровском предприятии в Москве еще в 70-е годы прошлого века была создана больница, амбулатория, родильный приют, богадельня (дом престарелых), ремесленное училище,библиотека, театр
Тимофей Васильевич оставил после себя философские трактаты «О богатении» и «О бедности».
В книге «О богатении» он обосновал благотворительную деятельность предпринимателя:
«Человеку нужно стремиться к тому, чтобы иметь лишь необходимое в жизни; раз это достигнуто, то оно может быть и увеличено, но увеличено не с целью наживы, богатства для богатства, а ради упрочения нажитого и ради ближнего. Благотворительность совершенно необходима человеку, но она должна быть непременно целесообразна, серьезна. Нужно знать, кому дать, сколько нужно дать. Ввиду этого необходимо посещать жилища бедных, помогать каждому, в чем он нуждается: работой, советом, деньгами, лекарствами, больницей и пр. и пр. Наградою делающему добро человеку должно служить нравственное удовлетворение от сознания, что он живет «в Боге».
Источник: Журнал the Chief 12(56), 2006
После образования Товарищества, Прохоровская мануфактура принимала участие в шести выставках: в Париже (1886), Антверпене (1887), Чикаго (1893) ей присудили золотые медали; на Всероссийских выставках в Москве (1882) и Нижегородской (1896) она подтвердила право изображения на своих изделиях государственного герба.
В настоящее время мануфактура переводится на новую площадку. Основное ткацкое производство уже работает в городе Гаврилов-Ям Ярославской области. Это современное высокотехнологичное производство. В Москве пока ещё остается прядильное и отделочное производства, а также коммерческий отдел, дизайн-центр и администрация.
Очень хороший магазин,отличный выбор и уютный зал.
На этой оптимистичной ноте можно было бы и закончить.Но это было бы неправдой.
Трехгорка пережила и переживает тяжелые времена.
Я не владею всей информацией.По поводу нынешнего положения можно обратится сюда:
http://spasem-3hgorku.livejournal.com/
или сюда:
http://trekhgorich.livejournal.com/34462.html
А это наглядное пособие по ведению бизнеса в наше время.
Это тоже Трехгорка,за парадным фасадом так сказать.
Предпринимательский сюрреализм .
Собрание) вот такое собрание...
Не выкладывала материал до выборов,чтобы не прозвучало как агитация.
Нам очень не хватает тех Прохоровых с их представлением о бизнесе и обществе.
В Москве на средства дворян, купцов, священников организовывались учебные заведения, приюты, богадельни,
где учились или жили представители данного сословия.
Российская государственная и частная благотворительность со второй половины XIX века существовала в основном
на пожертвования купечества. Особенно велики заслуги этого сословия для развития благотворительных учреждений
в Москве. Представители известных купеческих династий: Алексеевы, Бахрушины, Баевы, Боевы, Лямины, Мазурины, Морозовы, Солодовниковы, Хлудовы и др. - построили на свои средства десятки благотворительных учреждений и заведений, снабдили их современным по тем временам медицинским оборудованием. Всего в Москве к началу XX в. насчитывалось 628 благотворительных заведений: богаделен, приютов, временных убежищ и общежитий, ночлежных домов, бесплатных и дешёвых столовых и чайных, домов трудолюбия, общин сестёр милосердия, амбулаторий и т.д. Формы помощи в них отличались также большим разнообразием: предоставление жилья, ночлега, бесплатных обедов, выдача единовременных или постоянных денежных и натурных пособий, врачебная помощь, оплата лекарств. Приблизительно такую же структуру имела и благотворительность в др.городах Российской империи.
Однофамилец? Михаил Прохоров на фоне Прохоровской мануфактуры.