provincialnotes (provincialnotes) wrote in moya_moskva,
provincialnotes
provincialnotes
moya_moskva

Categories:

Московское дно (из серии «Записки провинциала»).

Социальное дно Москвы отличается от других городов. Эти отличия броско отражаются в сознании провинциала. Во-первых, в Москве значительно больше потенциальных денежных доноров. Во-вторых, такое разнообразие порождает разнообразие способов ненасильственного отъема денег у граждан.

В Москве я в основном обращал внимание на ту часть этой прослойки общества, которая побирается в метро. Со временем я понял, что в своей совокупности это предел человеческой фантазии по добыче денег. При этом я практически не интересовался о том, что над каждым из побирающихся есть своя крыша, что им приходится платить за место работы немалые деньги, что все пространство подземки поделено на маленькие участки по добыче денег и т.д.

Часть из них зарабатывает, перемещаясь по вагонам поездов, часть – оставаясь неподвижными долгое время на одном месте. Движущаяся масса в основном зарабатывает своим талантом – песнями, музыкой, чтением стихов и т.п. Для этого она выбирает пролетки между станциями, где меньше всего слышен шум поезда. Но среди них встречаются и «безмолвствующие», которые отличаются от остальных своим внешним видом – инвалиды, ветераны... Статичная масса в основном занимала определенные места в переходах подземки. В этом случае многовариантность их образов была значительно шире, чем у «движущейся». Со временем я стал замечать, что к конкретному месту в подземке прикреплен конкретный образ попрошайки. Помню вечнобеременную даму с табличкой на шее в одном из переходов на кольцевую линию, помню мальчика, который 3 года говорил о том, что у него недавно умерла мама и ему нечего кушать. Многих помню…

Некоторых из попрошаек с трудом можно причислить к социальному дну. Иногда ненуждающиеся граждане оттачивали свое профессиональное мастерство на публике, получая при этом прибыль.

Каждый из них в основном работает на свою аудиторию. Каждый из них, подчеркивая свою индивидуальность, олицетворял собой конкретный образ многонациональной и многокультурной России. Их выступления в чем-то напоминали миниатюры российской реальности – обыденной, семейной, военной… Лично меня интересовало то, что это в большей мере были миниатюры российской провинциальной реальности. Но своего потребителя они находили в мегаполисе.

Когда я уставал обращать внимание на них в общей массе, мой взор стал падать на тех из них, чье творчество невозможно было пропустить мимо ушей и глаз. Иногда встречались номера, которые по-настоящему вызывали неподдельный интерес у разносторонней публики. Это было настоящее осовремененное народное творчество, творчество с социального дна.

В моей памяти отложилось несколько наиболее ярких примеров такого творчества. О них я планирую рассказать в последующих очерках.

Но кто бы как бы к ним не относился, это все равно – образы нашей большой страны…

(to be continued)
Tags: метро, москва
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 21 comments