Я защитил кандидатскую диссертацию несколько лет назад в МГУ. И до сих пор не перестаю этим гордиться, потому что в провинциальном НИИ, где я работаю, до меня в МГУ никто не защищался. Со временем это стало для меня своеобразной визитной карточкой.
МГУ в моей жизни занимает важное место. Еще с детских времен помню, что в нашем доме в серванте стояла фигурка МГУ. И всякий раз, когда я задавал вопрос родителям о том, что это такое, мне отвечали: «Это – Москва, сынок». Со временем, я стал мечтать о том, что если мне посчастливится побывать в Москве, я обязательно должен посетить Красную площадь и МГУ.
Первый раз моя мечта осуществилась, когда мне было 23 года. Несмотря на то, что это случилось в августе, я все равно отправился туда и бесцельно побродил по коридорам нескольких факультетов. Тогда я обратил внимание на две непривычные для моего провинциального сознания вещи. Во-первых, это мемориальные таблички на стенах с надписями о том, что некоторые аудитории названы именами выдающихся ученых. Эти таблички меня прямо-таки завораживали, и я вспоминал их всякий раз, когда задумывался о смысле жизни. Во-вторых, объявления о приеме на работу студентов 3–4 курсов. Тогда я подумал, что это весьма оригинальная практика и для работодателей, и для студентов. С одной стороны, работодатель заботился о качестве персонала. С другой, студент, совмещая обучение с работой, по окончании вуза становился дипломированным специалистом с опытом работы и мог уже претендовать на хорошо оплачиваемую должность. А для моего родного города, в котором царит клановость и коррупция, это кажется невероятным.
Позже мне доводилось наблюдать еще много отличий одного из ведущих российских вузов от провинциальных, которых на моем пути попадалось много.
Главное, на что невольно обращаешь внимание в МГУ, это то, что тебя там изначально никто не рассматривает в качестве потенциального источника дохода. Защита диссертации в МГУ мне обошлась гораздо дешевле, чем у моих коллег, защищавшихся в нашем городе.
В МГУ, как я часто говорю своим друзьям, сама атмосфера располагает к добыче знаний и добросовестной конкуренции среди студентов. В отличие от провинциального вуза в МГУ можно всегда и повсюду увидеть студентов, листающих конспекты, тащащих в охапке кучу учебников, обсуждающих прослушанные лекции. Помнится, как на защиту моей диссертации пришли около 15 студентов и аспирантов, которые, как я полагал, хотели просто-напросто удовлетворить свой познавательный интерес. Честно говоря, в то время, их вопросов я побоялся больше, чем вопросов от профессоров, на чей суд была представлена моя диссертация. Конечно, в студенческой среде МГУ есть и золотая молодежь. Но мне показалась, что она как-то теряется в общей массе, тянущейся к знаниям.
Ну и, естественно, мгушная профессура – красивая, статная, знатная профессура. Главное ее отличие от провинциальной профессуры – это отзывчивость и склонность к дискуссии со студентами. И чем авторитетнее профессор, тем с ним интереснее и легче беседовать на любые научные темы. К местечковой же профессуре на хромой собаке не подъедешь.
А еще для мгуушников неважно ни твоя научная степень, ни какие-либо другие регалии. Для них важно то, какой ты специалист в своей профессии.
Я часто задавался вопросом, хотелось ли мне работать в МГУ. Я не брал в расчет небольшие зарплаты преподавателей, отсутствие у меня собственного жилья в Москве и другие факторы, и всегда отвечал себе на свой вопрос, что, наверное, хотелось бы. В этом случае, я всегда вспоминаю одну историю, которая произошла на банкете после моей защиты. Один семидесятилетний старичок – член диссертационного совета, произнося тост, обратился к заведующему кафедрой и сказал: «Объясните мне, пожалуйста, такой парадокс. После окончания школы, я хотел поступить в МГУ, но меня не взяли. После окончания вуза я хотел поступить в аспирантуру МГУ, но меня не взяли. После защиты кандидатской я хотел устроиться на работу в МГУ, но меня не взяли. А когда я защитил докторскую меня взяли в диссертационный совет». На что заведующий кафедрой ответил коротко, но емко: «Не беспокойтесь, рано или поздно мы всем берем в МГУ».
К своим знакомым из МГУ я стараюсь заходить в гости всякий раз, когда приезжаю в Москву. И всякий раз в качестве подарка приношу с собой книжные новинки, изданные в моем городе по нашей специальности. И я не перестаю восхищаться искренним восторгом моих знакомых от таких подарков. Правда, и всякий раз мне приходится доказывать охране на входе в факультет, что я, действительно, – не продавец книг.
Об МГУ в моей памяти хранится несколько ярких образов, которые всегда навивают приятные чувства. Это и интернет-кафе, в котором мне довелось провести много времени. Это и ученый секретарь диссертационного совета, милая старушка, которая часто повторяла, что я похож на ее сына. Это и ассистентка кафедры Вика, с которой у меня случился непродолжительный, но красивый романчик. Со временем я обязательно найду для всех них местечко на страницах своих провинциальных заметок.
МГУ, пожалуй, единственное место в Москве, которое ни разу не вызывало у меня отрицательных чувств. И я твердо убежден, что и докторскую буду защищать там же.
(to be continued)