Я познавал Москву через подземку. Это было занимательное и полезное увлечение моей молодости.
Московский метрополитен – один из самых разветвленных культурных перекрестков, которые попадались на моем пути. Только здесь в одно и то же время в ограниченном пространстве пересекаются люди разных возрастов, полов, национальностей, религий и т.п.
В подземке встречаются и расстаются. Здесь – то бегут, то останавливаются. Кто-то спускается в подземку, чтобы сэкономить время, кто-то – чтобы заработать деньги. Здесь одновременно можно встретить прекрасную девушку в одежде из элитного бутика и грязного бомжа в обносках. Кто-то любит подземку, кто-то ненавидит. Для всех она разная, но всегда одинаковая.
Время в подземке течет иначе, чем наверху – то ускоряется, то замедляется, иногда останавливается. На метро можно добраться до нужно места за полчаса, тогда как эта дорога на поверхности может занять больше двух часов. И наоборот – иногда на метро дорога занимает полчаса, то как на поверхности это же самое расстояние пешком можно преодолеть за 5–7 минут. Все это затрудняло мое перемещение по Москве. Я, как человек, знающий цену времени, иногда терял много бесценных минут в поисках оптимального варианта преодоления расстояния из пункта «А» в пункт «Б». Позже я научился совмещать образы Москвы на поверхности со станциями на карте метрополитена. Это в моем понимании была маленькая, но очень важная победа провинциала над мегаполисом.
В подземке я часто ловил себя на мысли, что только там очень резко меняются ритмы движения. На ограниченном пространстве приходится то ускоряться, то замедляться. Пока поезд движется, я – в статике. Когда останавливается – я стартую. Пока движется эскалатор – я опять в статике и т.п. При чем эти ускорения и остановки иногда не совпадают с ускорениями и остановками других людей, которые отличаются от меня возрастом, ростом, внешним видом. Когда я останавливаюсь, кто-то бежит по встречному эскалатору. Когда бегу я, кто-то любопытно разглядывает таблички с надписями. Все создает впечатление беспорядочного движения. Но в целом понимаешь, что это движение организовано куда более прекрасно и умело, чем выглядит со стороны. Только четко отлаженная система может регулировать непрерывные потоки разных людей.
Вот и я иногда останавливался лишь для того, чтобы просто понаблюдать за этими потоками, за разными людьми, за их поведением. И только там я начал понимать, что человек в статике познает реальность несколько иначе, чем человек в динамике.
Подземка постепенно меняется, сохраняя при этом свой стиль и самобытность. Каждый мой приезд в Москву я обращаю внимание на что-нибудь новенькое. Вот и в последний раз я был приятно удивлен, когда увидел там терминалы по продаже проездных билетов.
С подземкой у меня было связано много историй, вскрывающих мою провинциальную натуру…
(to be continued)