homaaxel (homaaxel) wrote in moya_moskva,
homaaxel
homaaxel
moya_moskva

Categories:

Прогулка по Петровскому переулку

         В воскресенье прогулялись по переулкам Петровки. Здесь смешались все стили и все времена. С левой стороны - Нарышкинские палаты и братские кельи середины 17 в. Здесь была резиденция матери Петра I, а также ее братьев. На территории Высоко-Петровского монастыря находилась усыпальница Нарышкиных. Конечно, в Сталинское время внутри монастыря творился бедлам (в храме была мастерская по ремонту комбайнов, в усыпальнице Нарышкиных жили люди), а при Хрущеве внутри братских келий разместился Литературный музей.





А дворец-то внутри ох какой красивый!



Фото - http://www.utoronto.ca/tsq/23/Sokolova.shtml

        Хороший текст по Высоко-Петровскому монастырю выложен здесь - http://rudocs.exdat.com/docs/index-178207.html. Это выпускная квалификационная работа по православному экскурсоведению. Список использованной литературы там вполне достойный - Пыляев, Забелин, Федосюк...

        А напротив, справа, розовый трехэтажный дом - особняк, построенный в конце 18 в. для купца Г.А. Кирьякова. Он был владельцем шелковой и ситцевой фабрик.
       В 1830-1850-х гг. усадьбой владел известный в Москве историк и собиратель древностей П.Ф. Карабанов, владелец роскошной коллекции антиквариата, коллекций книг, рукописей, гравюр, монет и медалей, размещавшейся в усадьбе. После его смерти старинные вещи, собранные им, поступили в Оружейную палату, рукописи и книги — в Публичную библиотеку в Петербург и частично — в библиотеку Московского университета.
        Потом здесь жил князь Оболенский, известный архивист и археограф, руководитель Московского архива Министерства иностранных дел, сделавший много по восстановлению древних памятников и публикации ценных русских исторических документов.
         В середине 1880-х годов здесь размещалось женское Мариинское училище.
         В начале 20 в. здесь жил прославленный вологодский купец-меценат, Вологодский голова, Христофор Семёнович Леденцов, пожертвовавший весь свой огромный капитал в 2 млн. рублей на организацию российской науки и в конкретные научные исследования.
         Созданное им 24 февраля 1909 года «Общество содействия успехам опытных наук и их практических применений» объединило научную элиту, помогло спастись в период революционного водоворота. Имена учёных, финансирование которых осуществлялось на средства Христофора Семёновича, известны всему миру и составляют гордость отечественной науки. Это отец русской авиации Н. Е. Жуковский и его ученики, в числе которых А. Н. Туполев, С. В. Ильюшин, И. И. Сикорский; изобретатель противогаза, известный химик Н. Д. Зелинский; великий русский физиолог, исследовавший центральную нервную систему у высших животных первый лауреат Нобелевской премии И. П. Павлов; выдающийся естествоиспытатель, основоположник ряда новых научных направлений, включая учения о ноосфере В. И. Вернадский; П. Н. Лебедев, создавший первую физическую школу в России, из которой вышли всемирно известные учёные П. П. Лазарев, С. И. Вавилов; основатель русской космонавтики К. Э. Циолковский и др.

          Сейчас в здании находится бизнес-центр, что видно по испорченному кондиционерами фасаду.

          Вдохновительница прогулки:



        А напротив - совершенно другое здание. Без украшений, с огромными окнами, исключительно рационалистическое - конструктивизм. Бывший Дом работников милиции НКВД (1934 г). На первых двух этажах располагалась ведомственная поликлиника, а со стороны переулка - ведомственная аптека.
       Сейчас в здании Центральная поликлиника МВД №1.



       Из "Истории государственного обеспечения и охраны социальных прав работников милиции НКВД РСФСР":

       "По оценкам Главмилиции, в целом по РСФСР в середине 20-х годов жилплощадью было обеспечено от 5 до 15% личного состава, большинство работников милиции жили на вокзалах, в канцелярских и прочих служебных помещениях. Частично в крупных городах жилищная проблема в милиции решалась путем строительства кооперативного жилья, предоставления личному составу Советами в соответствии с постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 11 ноября 1927 г. 5% вновь построенного жилого фонда. Однако положение дел менялось к лучшему очень медленно. «Почти во всех краях и областях отмечается недостаток или полное отсутствие общежитий для милиционеров. Последние живут в кухнях и платят по 25 руб. Повсюду скученность и антисанитарное состояние жилищ. Особо остро стоит вопрос в сельской местности».
       К концу 20-х годов проблема государственного обеспечения личного состава стабилизируется ввиду укрепления экономического положения страны, снижения денежной инфляции, стабилизации цен. Последнее, в свою очередь, позволило руководству государства, во-первых, перевести содержание милиции с местного бюджета на государственный; во-вторых, изыскать финансовые средства на дополнительные социально значимые льготы и привилегии личному составу милиции."

        В ноябре 1927 г. в связи с десятилетием милиции ВЦИК и СНК РСФСР было принято постановление "О мерах улучшения быта и службы работников рабоче-крестьянской милиции". Им была введена периодическая надбавка к зарплате за выслугу лет, государственное страхование, снижена квартирная плата.
        В феврале 1931 г. Постановлением ЦИК и СНК СССР милиция приравнена в отношении важнейших льгот и преимуществ к военнослужащим.

Использовался крайне любопытный документ - история советской милиции - http://mospolice.com/history/

Тот же дом со стороны Петровского переулка:



        И к теме о сотрудниках НКВД. Отрывок из книги М.П. Шрейдера "НКВД изнутри. Записки чекиста":
       "Вдумчивый читатель, безусловно, обратит внимание на тот факт, что количество «врагов народа» уже в 1936 году заранее планировалось в центре, после чего программа по «разоблачению» разверстывалась на республики, края и области и становилась обязательной для исполнения. Существовали (при Ежове) заранее установленные лимиты на расстрелы без суда и следствия. Это означало, что начальник областного управления НКВД по своему усмотрению имел право расстреливать без суда сотни людей. «Перевыполнение» активно поощрялось (денежные премии, ордена, повышения по службе). То, что в глазах невинного человека представало как чистый абсурд (а это во многих арестованных вселяло надежду на то, что абсурд быстро выявится и невиновный будет освобожден), то внутри карательной машины оборачивалось логически завершенной и хорошо продуманной системой стимулов и поощрений. В результате все стимулы сводились к одному: уничтожение ради уничтожения... Наверняка запомнит читатель и тот факт, что газовые машины-душегубки, о которых в нашей послевоенной литературе писалось как об одном из самых бесчеловечных изобретений фашизма, применялись отечественными палачами (в том же Иванове, например) задолго до войны с гитлеровцами."

         А потом мы увидели такую красоту, при взгляде на которую открылся рот:



        Перед нами знаменитый театр Корша. "Это же уменьшенная копия Московской Думы", - подумала я. И оказалась права. Архитектор у них один и тот же - Чичагов.
        Скорости, с которой Чичагов возвел здание, - от закладки камня до первого представления прошло меньше полугода - могли бы позавидовать сегодняшние строители. Причем здание поражало не только экстерьером, который в то время был богаче нынешнего - фасад украшали изразцы в филенках и многоцветные керамические композиции на "кокошниках" над входом, но прежде всего технической начинкой. Сцена, оборудованная талантливыми самоучками - механиками братьями Родиными, была образцом технического прогресса, зал на 800 мест с тремя ярусами имел отличную акустику, поэтому здесь часто гастролировала итальянская опера. И освещение было не газовое, как во всех театрах, а электрическое. Источник - http://www.pressmon.com/cgi-bin/press_view.cgi?id=1692073



       Корш был умным человеком - свой театр он раскрутил, призвав большое количество публики. А многим что нравится? Правильно, пошлость и плоский юмор. За счет большой популярности Корш наконец заработал нужную сумму и позволил себе ставить то, что действительно достойно театра - Чехова и Толстого.
       Корш умел привлечь публику - утром шли дешевые сеансы, которые могли посетить даже студенты, каждую пятницу играли новые пьесы. Если пьеса не нравилась публике - ее снимали, если нравилась - ее ставили бесконечное число раз. Корш умело подхватывал успех европейских постановок. Он с ассистентами посещал модные премьеры в театрах Европы, стенографировал и затем переводил текст спектакля — и бывало, что европейская пьеса ставилась в России, ещё не будучи опубликованной на родине.
       С появлением МХТ серьезные пьесы публика предпочла смотреть у Станиславского.

Здание охраняется государством:



Очень изящный флигель:



       В 1933 г. театр был закрыт, его режиссер - репрессирован. Как говорили, репертуар был слишком эклектичен, без единой идейной позиции. В конце 80-х в здании открылся Театр дружбы народов, призванный объединить театральное пространство Советского Союза: предполагалось, что театре будут выступать республиканские актеры, а также он будет помогать в организации их гастролей в Союзных республиках. В российское время театр поменял название и стал Государственным театром наций.

Театр Корша между 1900-1910 годами. За ним виден храм Григория Богослова, близ Большой Дмитровки, в Богословском переулке. Собственно, по храму переулок раньше и назывался Богословским.



Вот такой красивый был храм. Снесли в 1931 г. До сих пор на его месте пустырь.
Фото отсюда - http://mosday.ru/photos/?3_20310160.

"На углу с Богословским переулком была церковь Григория Богослова. Старейший большевик Петр Смидович, считавшийся одним из самых уважаемых основателей партии, в сентябре 1929 года, будучи членом Президиума ВЦИК, высшего законодательного органа СССР, дал согласие на ее снос, на котором настаивал Московский Совет. Ради чего? Участок облюбовали для некоего "контрагентства печати". Храм разрушили. Ничего взамен не построили." Л. Колодный "Москва в улицах и лицах"



А какой красивый внутри театра ресторан! Когда-то именно в его буфете познакомились Чехов и Станиславский.



       "Чтобы попасть в залы ресторана, нужно подняться по старинной деревянной лестнице. Когда вы окажетесь на втором этаже, вы увидите бережно воссозданные интерьеры начала XX века в стиле модерн. Мраморный камин с канделябрами, овальное зеркало, разноцветные витражи, старинные фотографии на стенах и рояль Rud Ibach Sohn. Кстати, рояль в центре зала стоит вовсе не для украшения: со вторника по пятницу по вечерам здесь проходят традиционные музыкальные вечера, звучит живая музыка и по воскресеньям.
        А еще каждую пятницу гостей ждет обязательная «премьера» нового блюда. В дневные часы, как и в театре, стоимость блюд значительно ниже вечерней."









Сайт ресторана - http://www.korsh.net/  Туда стоит заглянуть, чтобы получить удовольствие от фотографий интерьеров.
Tags: Высоко-Петровский монастырь, Петровский переулок, особняк купца Кирьякова, театр Корша
Subscribe

  • Павелецкая площадь

  • Закат на крыше "Дома под Рюмкой", Москва

    И снова привет всем читателям! Я почти точно уверен, что вы любите фотографии с крыш) А закатов - тем более. А если снимки сделаны ещё и совсем…

  • (no subject)

    Тащемта, немного фото с крыши того скамого дома где происходили события фильма "Иван Василич Меняет Профессию", по виду дом кстати…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments