
В 1960 году в связи со строительством в то время еще двухполосной и полупустой Московской кольцевой автомобильной дороги местность под названием Теплый Стан стала частью столицы. Впрочем, на город эта местность была тогда еще совсем не похожа - деревенька, окруженная оврагами и лесом. А на высшем правительственном уровне уже приняли решение превратить Теплый Стан на несколько месяцев 1967 года практически в центр мира, разместив на его территории Всемирную выставку, затмившую бы все предшествующие - Парижскую (1937), для которой архитектор Б. М. Иофан создал свой знаменитый павильон, а скульптор В. И. Мухина - Рабочего и Колхозницу, Нью-Йоркскую (1939), Брюссельскую (1958) и многие другие, не менее достойные.
Советский Союз и раньше успешно участвовал во Всемирных выставках, однако ни разу не удостаивался чести их принимать. В 1960 году сей пробел постановлено было устранить и провести Всемирную выставку в Москве. Вначале ее планировали устроить в 1966 году, однако вскоре решили приурочить к полувековому юбилею СССР и перенести на 1967 год. 5 мая 1960 года проведение ЭКСПО-1967 в Москве утвердил Международный выставочный комитет, и проектная работа закипела.
Выставка должна была проходить в течение полугода, с 20 мая по 20 ноября с размахом поистине грандиозным. Так, если Брюссельская международная выставка 1958 года занимала территорию в 200 гектаров, то для Московской предполагалось выделить земли в 2,5 раза больше - 520 гектаров. Ожидалось в общей сложности свыше 50 миллионов посетителей со всех континентов, то есть по 350-400 тысяч человек ежедневно. Советская сторона предложила для ЭКСПО-67 девиз «Прогресс и мир». «Мир» здесь как географическое понятие соединялся с актуальной в начале 1960-х годов политической идеей мирного сосуществования двух систем, понятие же «прогресс» теперь включало в себя прогресс не столько социальный, сколько научно-технический.
В первую очередь, конечно, следовало выбрать подходящее место. Первоначальных вариантов набралось целых четырнадцать - от набережной Москвы-реки на отрезке Кремль - Лужники до подмосковных Химок; среди них рассматривались деревня Соларево, Измайловский парк, Сокольники, Крылатское, Песчаные улицы, Варшавское шоссе и другие районы Москвы.
К 1961 году количество вариантов сократилось до пяти. На проекты планировки объявили широкомасштабный конкурс.
В качестве одного из мест размещения выставки предлагался район ВДНХ и Ботанического сада, при этом признавался возможным снос чуть ли не всех сооружений ВДНХ как не отвечающих новым требованиям, предъявляемым тогда к архитектуре.
Другой вариант предложил архитектор Леонид Павлов: развернуть выставку по правому берегу Москвы-реки от Кремля через Парк культуры и отдыха имени А. М. Горького до МГУ. Выставка, для которой река должна была служить транспортной артерией, превращала таким образом в экспозицию весь город. Данную концепцию, получившую название «Олимпийская река», вновь использовали в 2004 году, когда Москва боролась за возможность принять у себя Олимпиаду-2012.
Следующий вариант - Ленинские горы. В этом случае комплекс выставки стал бы частью новой градостроительной оси: спорткомплекс Лужники-МГУ-ЭКСПО-67, в значительной степени повлияв на всю планировку столицы.
Та же градостроительная ось служила ориентиром и для четвертого варианта, предусматривавшего размещение выставки вплотную к МКАД между проспектами Вернадского и Мичуринским.
Однако от всех названных участков в конце концов отказались в пользу Теплого Стана. Такой выбор был обусловлен целым рядом причин. Во-первых, учли заложенную в Генеральном плане Москвы 1935 года идею развития общественного центра в юго-западном направлении. Во-вторых, сами строящиеся в то время на юго-западе столицы новые экспериментальные жилые районы (те же знаменитые Новые Черемушки) должны были послужить предметом экспозиции. Сыграло свою роль и тообстоятельство, что Теплостанская возвышенность - самое высокое место Москвы: ее высота над уровнем моря - 253 метра, а над уровнем Москвы-реки - 135 метров. Еще одним фактором послужил пересеченный рельеф территории Теплого Стана, обладавший тогда значительным озеленением и одновременно позволявший с наименьшими усилиями устроить на многочисленных ручьях и оврагах каскад прудов, предназначенных, в частности, для демонстрации моделей новейших пароходов, катеров, лодок и других средств морского и речного транспорта.
Всю местность планировалось превратить в один из лучших парков столицы. В открытых вольерах и на лужайках должны были обитать животные, в тенистых водоемах - водоплавающие птицы и рыбы. Огромный участок предстояло украсить цветочными партерами, стрижеными боскетами, фонтанами и беседками. В оформлении выставки особая роль отводилась последним достижениям светотехники - сверхмощным ксеноновым и атомным лампам, светящимся краскам, свето-цвето-музыкальным синтезаторам, аппаратуре для устройства искусственных миражей, северного сияния и тому подобного. В зоне отдыха предполагалось разместить летний цирк, два летних кинотеатра, открытый и закрытый театры, концертную эстраду с кукольным театром, два танцевальных зала-веранды, аттракционы, детский городок, на специальных участках и на воде - теннисные, баскетбольные, волейбольные площадки, места для игры в шахматы и шашки, лодочную станцию.
Источник:
Казакова О.В. Несостоявшаяся выставка: о неосуществленном проекте Всемирной выставки 1967 года в Москве// Московский журнал. 2009. № 7. С. 85-91.
На фото утвержденная эмблема несостоявшейся московской всемирной выставки 1967 г. Фотография из журнала «Архитектура СССР» (1961. №7).
http://www.uzaok.ru/viewtopic.php?f=29&t=2492