toptigki (toptigki) wrote in moya_moskva,
toptigki
toptigki
moya_moskva

Categories:

Музей истории железнодорожной техники

Оригинал взят у toptigki в Музей истории железнодорожной техники
Вдохновленные железнодорожной тематикой, мы как только узнали, что существует возможность прокатиться на настоящем паровозе, решили отправиться на "Паровозную прогулку" в депо Подмосковная. А перед поездкой проводится экскурсия по Музею истории железнодорожной техники на Рижском вокзале.
Этот музей примечателен тем, что под открытым небом собраны самые настоящие паровозы, на которые мы и посмотрим в этой части.



У входа в музей установлен памятник железнодорожникам - героям Великой Отечественной войны.


А вот и первый экспонат - Ов 841 - "Основной грузовой паровоз", или, как его ласково называют "Овечка".


На нем сохранились керосиновые лампы, освещающие путь. На трубе установлена сетка-искроулавливатель. Паровоз был построен в 1903 году на Брянском машиностроительном заводе.
Интересна эмблема на борту паровоза - скрещенные топор и якорь. Если с топором более или менее понятно, то якорь вызывает вопросы, уж не бросали ли паровозы якоря при торможении?! Нет, первые паровозы в России, или как они назывались в то время "сухопутные пароходы", относились у Управлению водяными и сухопутными путями сообщения.


Рядом с паровозом стоит двухосная платформа с откидными бортами, с прицепленным грузовым вагоном, так называемая "теплушка", у которой виден ручной тормоз. Справа у края фотографии виден столб, на котором были установлены керосиновые фонари, использовавшиеся для освещения станций в XIX - нач XX века.


Такие вагоны строились после 1910 года и использовались для перевозок всех видов грузов, а также людей и лошадей. При утеплении они назывались "теплушками".


Двухосная цистерна с тормозной площадкой для перевозки бензина была построена в Германии в 1935 году, а в СССР поступила после Великой Отечественной войны как трофейная.




Грузовые паровозы серии Э строились с 1912 года до 1957 на всех отечественных паровозостроительных заводах, и всего их было выпущено более 11 тысяч. По численности и продолжительности постройки это мировой рекорд. Паровоз Эм 740-57 (модернизированный) был построен на Харьковском паровозостроительном заводе в 1935 году.


Паровоз П36-0001 - первый экземпляр завершающей, наиболее совершенной серии отечественных пассажирских паровозов. Проектировался в конце 1940-х годов под руководством главного конструктора Л.С.Лебедянского на Коломенском заводе. У паровоза было прозвище "Генерал" за характерные цветные лампасы по бокам.


Всего был выпущен 251 паровоз. Они обслуживали самые скоростные поезда, например, экспрессы "Красная стрела" и "Россия".


На примере этого паровоза нам рассказали о песочнице — ёмкости с песком, устанавливаемой на паровозе. Пескоподающая система предназначена для подачи песка под движущие колёсные пары в тех случаях, когда необходимо увеличение силы тяги (при трогании поезда с места или при движении по крутому подъёму), реже при торможении.


Паровоз ФД21-3125 "Феликс Дзержинский" был выпущен в 1931 году. Проектирование и постройка первого паровоза серии заняли рекордно короткий срок — 170 дней.


Являлся одним из мощнейших советских серийных паровозов и имел среди них самую высокую силу тяги. Впоследствии значительное количество ФД поступило и на железные дороги Китайской Народной Республики.
В музее можно подняться на паровоз и заглянуть в будку машиниста.


Серия грузовых паровозов СО ("Серго Орджоникидзе") выпускалась с 1934 по 1951 гг. Детальную разработку проекта и рабочие чертежи выполнил коллектив конструкторов Харьковского паровозостроительного завода под руководством П.М. Шаройко.


Паровоз СО17-2211 построен в 1947 году на Ворошиловоградском заводе. Работал на Северо-Донецкой, Южной и Московской железных дорогах до 1964 года.


Паровозы серии ТЭ — немецкие военные паровозы, в большом количестве полученные СССР в качестве трофеев и по репарациям и эксплуатировавшиеся на железных дорогах СССР в 1940—1970-х годах. Это были дешевые военные паровозы, немцы при поломке их сбрасывали с рельсов, цепляли следующий и ехали дальше. У нас их называли "Фрау", потому что они немецкие, и за ними нужно было ухаживать.


Паровоз ТЭ 5415 построен в 1943 году на заводе "Фердинанд Шихау" в польском городе Эльблонге.


ТЭ1 (тепловоз с электрической передачей, 1-я модель) — советский грузопассажирский тепловоз мощностью 1000 л. с., выпускавшийся с 1947 по 1950 гг. на Харьковском заводе транспортного машиностроения при участии Харьковского электротягового завода и московского «Динамо». Был создан по личному указанию И. В. Сталина и является копией американского Да, поставлявшегося по ленд-лизу.


При приемке этого тепловоза произошел курьезный случай. У конструкторов поинтересовались назначением одной детали, на что они смогли только пожать плечами, так как тепловоз был полной и точной копией американского. Позже выяснилось, что это приспособление для погрузки на корабль.

Летом 1943 года при заключении 3-го протокола ленд-лиза (вступил в силу с 1 июля) американским заводам ALCO и Baldwin был выдан заказ на производство паровозов по предоставленным советскими конструкторами чертежам. В 1944 году заводы выпустили первые паровозы серии Е, которым присвоили индекс а (американские), в результате чего обозначение серии стало Еа.

Паровоз П-0001 ("Победа") - первый экземпляр послевоенных мощных грузовых паровозов, разработанных на Коломенском паровозостроительном заводе в 1945 году.


Паровозы серии П строились до 1947 года, когда были переименованы в серию Л в честь главного конструктора завода Л.С.Лебедянского.


Паровоз Л (в честь Лебедянского) — советский магистральный грузовой паровоз, разработанный в конце Второй мировой войны под руководством выдающегося конструктора Л.С.Лебедянского и академика С.П.Сыромятникова и выпускавшийся с 1945 по 1955 годы.


Является одним из лучших и массовых (свыше 4 тыс. локомотивов) советских паровозов, который мог эксплуатироваться на всей сети железных дорог Советского Союза, за что его конструкторов-разработчиков даже наградили Сталинской премией. Среди железнодорожников и любителей железных дорог, за паровозами Л закрепились прозвища "Лебедянка" и "Лебедь".


Паровоз серии Э, разработанный конструктором В.И.Лопушинским, выпускался с 1912 по 1957 год. В условиях крайне критического отношения к проекту со стороны МПС, был создан наиболее удачный грузовой паровоз дореволюционной постройки, наиболее приспособленный для условий эксплуатации на всей сети дорог Российской империи — один из самых надёжных паровозов в мире.


В период с 1925 по 1934 гг., базовый проект паровоза серии Э последовательно улучшался, в качестве подсерий: Эу(1926—1930 гг.); Эм (1931—1934 гг.); Эр (1934—1941 гг.). В течение 1944 года, производство наиболее удачной подсерии — Эр было возобновлено на Коломенском заводе. С 1945 года, производство паровозов серии Эр (вариант Коломенского завода), для сети дорог СССР, было развёрнуто в Венгрии, Чехословакии, Румынии.


Паровозы серии 9П ("9 тип промышленного паровоза") строились с 1937 по 1957 год на Коломенском, Новочеркасском и Муромском заводах. Паровозы 9П использовались Советскими железными дорогами на маневровых работах, а также на путях многих заводов и рудников.


Паровоз 9П-17347 построен в 1953 году на Муромском заводе. Работал в локомотивном депо Рославль.
На этом экспонате также можно заглянуть в будку машиниста.




На этом наша экскурсия по музею завершилась, и мы побежали на платформу, где уже под парами нас ждал самый настоящий паровоз "Лебедянка", готовый отвезти в депо Подмосковная. А об этом мы расскажем уже во следующей части!;)


Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments