Прогулку к исторической больнице можно начать с Таганки по Верхней Радищевской улице. Рекламу ЛДПР здесь в тему дополняет юридическая вывеска. Как известно, Владимир Вольфович позиционировал себя именно как юрист.
Верхняя Радищевская улица прежде называлась Верхней Болвановской. Полагают, что здесь в XVII веке существовала Болвановская слобода, где делались болванки для пошива головных уборов.
Переименована в 1919 году в память об Алексее Николаевиче Радищеве (1749—1802), жившем здесь с 1797 года. Он известен прежде всего как автор книги «Путешествие из Петербурга в Москву». За резкую критику крепостничества в России был приговорен к смертной казни, заменённой ссылкой в Сибирь на 10 лет.
Верхняя Радищевская улица, вид в сторону Таганки:
Верхняя Радищевская улица. 1983 год, вид в сторону Котельников:
Верхняя Радищевская, дом 13. 1989-1995 гг.:
Верхняя Радищевская, дом 9. 1987-1989 гг.:
В 1798 году Иван Родинович Баташев, русский промышленник и благотворитель, купил участок на Таганском холме и решил построить здесь дом. Домом этот роскошный дворец можно назвать лишь по традиции. Размах блестящей разработанной композиции, богатство и одновременная уникальная самобытность отделки, тончайшая прорисовка деталей дают основания причислить дворец к числу лучших в Москве.
Вероятнее всего, это был последний проект В. И. Баженова. Есть предположения об авторстве Р. Р. Казакова, который примерно в это же время построил неподалёку Церковь Святого Мартина Исповедника и Храм Симеона Столпника; есть версия, что был использован проект французского архитектора Шарль де Вальи (1730—1798), построившего Кусково. Но доподлинно известно, что руководство работами осуществлялось крепостным архитектором М. П. Кисельниковым, им же были выполнены и скульптурные украшения.
Строительство велось на участке площадью в три гектара («шесть переулков»), представлявшем собой одно из крупнейших домовладений в тогдашней Москве. Материалом построек служил оштукатуренный кирпич и белый камень. Главный дворец был украшен обширным шестиколонным портиком; цокольный этаж был обрустован. Главное здание соединялось с двумя флигелями, расположенными по бокам парадного двора, крытыми галереями (на сегодняшний день не сохранились). Северный фасад здания был украшен лоджией-ризалитом с крупными открытыми проёмами; интересно и замысловато решён наружный декор здания. Оригинальное внутреннее убранство дворца сохранилось лишь частично: не пострадали декор вестибюля, убранство парадной лестницы. Также примечательна монументальная чугунная ограда с парадными воротами со стороны Яузской улицы, украшенными нишами, раковинами и фигурами львов. Отмечают, что по своему изяществу ограда усадьбы сравнима с решёткой петербургского Летнего сада.
В 1812 г. усадьба была местом пребывания штаба наполеоновского маршала Мюрата. После пожара 1812 г. усадьба ремонтировалась и повторно отделывалась (внутренняя парадная лестница получила ампирный декор). После ремонта усадьба перешла к дочери Баташёва Дарье Шепелевой.
В 1866 г. в усадьбе разместилось Яузское отделение больницы для чернорабочих, основная часть которой располагалась в доме генерала Шепелева на Швивой горке. С 1869 г. в усадьбе началось обустройство Яузской больницы, в связи с чем усадьба была частично перестроена, в 1889 г. была выстроена двухъярусная церковь.
После революции 1917 года больница получила название «имени Всемедикосантруда», затем более упрощённое «больница имени Медсантруд» или просто «Медсантруд» (под которым известна до сегодняшних дней). В 1920-х годах больница была ведомственной для ГПУ, на территории усадьбы осуществлялись расстрелы и захоронения (есть сведения, что в 1921—1926 годах здесь было захоронено около тысячи человек). В 1999 году на территории больницы был установлен камень с мемориальной доской в память жертв большевистского террора. С начала 1930-х годов больница была базой хирургической и терапевтической клиник медицинских институтов, здесь работали такие известные профессора-медики как И. В. Давыдовский, И. Г. Руфанов, И. Л. Фаерман, Б. Б. Коган и др. В годы Великой Отечественной войны, в 1943 году, именно здесь впервые в СССР начали применять антибиотик пенициллин.
В настоящее время в зданиях усадьбы расположена Городская клиническая больница № 23.
1913-1914 гг.:
1983 год:
Флигель 1989 год:
1880-1900 гг.:
Интерьеры. 1910-1912 гг.: