Дорогие друзья, я продолжаю свою рубрику «Москвоведение» и приглашаю вас на очередную прогулку. Учитывая прошлый опыт и критику в адрес предыдущего поста, постарался исправиться и действительно интересно рассказать об одном из самых зеленых районов города Москвы. Мы держим с вами путь в обитель Николая Алексеевича Дурасова – в прекрасное Люблино!
Начну с описания герба Люблино и небольшого экскурса в историю района. Первые сведения об этой местности появились еще в начале XVII века, тогда здесь располагалась деревня Юркино. В свое время это владение было пожаловано Михаилом Федоровичем своему подьячему – Григорию Ларионову. В то время усадьба и все ее постройки были деревянными. Затем владение кочевало из рук в руки (в т.ч. и в руки Годуновых), а в начале уже XIX века перешло к отставному бригадиру Н. А. Дурасову, чей фамильный герб частично перешел на герб современного Люблино. Сегодня он обозначает в верхней части – дурасовский герб, в середине паровозное колесо напоминает о проходящей рядом железной дороге, а красные стены говорят о «городском» прошлом этого места. Внизу герба – синяя водица – символ замечательных Люблинских прудов.
Собственно, «дурасовский период» владения Люблино и прославил данную местность, с этого времени сохранилось наибольшее количество памятников (о них пойдет речь ниже). Дальнейшая история Люблино была связана в основном с советским периодом, так как большую часть сегодняшних жилых кварталов до массовой застройки использовали в качестве полей фильтрации. Люблино сегодня – промышленный центр на юго-востоке, зеленые легкие города на севере и сосредоточение памятных мест Великой Отечественной войны во всех уголках этого любопытного района Москвы.
Историки спорят о названии района, не находят концов. Кажется, свое имя (сначала ударение было на втором слоге) Люблино получило в XVIII веке, когда подобные «пасторальные» названия были довольно популярны. Начать рассказ следует, конечно же, с точки отправления – для нас это одноименное метро. Бегло кинем взгляд на карту. Нам с вами предстоит посетить 10 различных объектов. Благодаря ним мы вспомним и о славных временах дореволюционной России, и о советском прошлом района, и, конечно, о совсем недавних событиях, связанных с этим южным местечком нашего мегаполиса.
Собственно, с последнего и начнем. Люблино фигурировало в СМИ в этом году из-за довольно любопытного случая – спиливания креста храма Святой Татианы Римской (1). Это новая постройка на территории района (на картах двухгодичной давности храм не указан). Кто это сделал (спилил крест) и зачем? – вопросы, на которые до сих пор многие ищут ответы. Так или иначе, за месяц до моего приезда в этот район, крест восстановили на радость местным жителям. Спокойному спальному району не нужна слава антихристов.
Сам храм находится около метро. Тут же рядом разбит ухоженный парк, где есть площадки для детей, многочисленные скамейки, футбольное поле. Напротив – супермаркет, а также обыкновенный рынок, где можно купить всё – от огурцов до батареек.
Чуть вдалеке виднеется современная застройка. Люблино – район для жизни. По пути далее можно встретить множество подобных многоэтажек.
Идем на восток. Мимо футбольной «коробки», мимо закрытой площадки для выгула собак. Зеленая пробивающаяся травка бросается в глаза.
Вдали виднеется крытое помещение, куда мы и отправляемся. На территории Люблино находится уникальный музей – Ломаковская коллекция старинных автомобилей и мотоциклов (2).
Было бы серьезным упущением не зайти внутрь.
При входе нас встречают забавные экспонаты.
Заплатив всего 200 рублей за вход, мы в теплом помещении можем насладиться советской и зарубежной авто-стариной. Всего «Ломаковка» насчитывает более 130 исторических автомобилей и мотоциклов!
Коллекция собирается с 1959 года (последний экспонат привезен в гараж, по-моему, в прошлом году). Помимо автомобилей вас также будут окружать предметы быта советского времени, собранные бережливыми руками владельца данного музея.
Рули, повисшие над головой, так и просятся в руки!
На входе меня встретил, видимо, один из Ломаковых. Будущий владелец данного гаража охотно рассказал мне о «Чайках», «Победах», «ЗИСах»… В общем, провел для меня настоящую экскурсию.
Это, пожалуй, самый маленький и один из самых быстрых экспонатов.
Здесь под одной крышей собраны настоящие раритеты. Это касается как мотоциклов, так и автомобилей, которые до сих пор остаются на ходу.
Конечно же, культовой личностью для российского автопрома был товарищ Сталин, о чем нам ненавязчиво напоминает его потрет.
Машины Завода имени Сталина вообще занимают в гараже, кажется, больше всего места. Хотя, может, мне так показалось.
Здесь можно встретить и черную «Чайку», и зеленый «Запорожец». Будто возвращаешься на полвека назад!
А в углу притаилась черная «Шкода» - чешский раритет коллекции Ломаковых.
Конечно, нельзя не вспомнить и про «Волгу». Эти машины до сих пор можно встретить на улицах столицы и других городов России. Правда, не ГАЗ-21Р, а скорее ГАЗ-24…
Советским плакатам посвящена отдельная стена музея.
Небольшое пространство уделено и военной технике. Вот, например, ГАЗ 1933 года («полуторка»), который часто использовался во время Великой Отечественной (модифицированный ГАЗ-АА до ГАЗ-ММ). Здесь рядом с ним стоит почти настоящий солдат.
Вообще, экспонатов в музее Ломакова достаточно, так что просто советую вам заглянуть сюда. Музей работает ежедневно.
Очень любопытен, к примеру, «Опель» 28 года рождения. Выглядели машины тогда именно так.
А вот и мина-указатель. Осторожно!
Тот же «Опель», только спереди.
За отдельные деньги можно покататься на одном из чудес советского машиностроения. Но в любом случае, покинуть этот уникальный музей в Люблино вам придется с открытой улыбкой!
Выходим из здания музея. Здесь нас ждут мины и другие экспонаты, просто-напросто не поместившиеся в закрытый гараж.
Впрочем, эти экспонаты, как по мне, самые красивые!
В «Ломаковке» мы были около получаса. Теперь мы держим путь на юго-восток, направление – улица Марьинский парк.
Большие скопления народа, идущие с нами вперед, рассеиваются на середине пути, когда мы достигаем торгово-ярмарочного комплекса «Москва» (3).
Это уже современная история Люблино. В течение многих лет с районом устойчиво ассоциировался именно этот торговый центр. Не мудрено: он стал первым многофункциональным торгово-ярмарочным комплексом Москвы. В прошлом году «Москва» отпраздновала свое пятнадцатилетие!
Но мы движемся далее по Краснодарской улице. Напротив нас – интересное здание. Это пожарная станция с характерной архитектурой.
Идем по Краснодарской улице до пересечения с улицей Марьинский парк. По пути нам встречается многоуровневая свалка, а также многоуровневый паркинг.
Пока мы идем к нашей очередной достопримечательности, пару слов скажу о названиях здешних улиц. Так получилось, что каждый раз, когда Москва расширялась, определенному району выдавали стандартный «пакет» названий улиц (за отсутствием фантазии). Так в Москве появилось …дцать улиц Строителей, …дцать улиц Ленина, …дцать профсоюзных улиц. Подобные наименования мешали «скорой помощи», пожарным, и т.д. качественно обслуживать население. Возникала постоянная путаница. И тут в дело вступила спасительная топонимика! Для более удобной навигации было решено обозвать улицы в районах Москвы по именованиям крупных городов, мест, и т.д., так или иначе, связанным с той стороной света, где этот район находится. Так на севере Москвы появились улицы Полярная, Северодвинская, Таймырская. На востоке – Байкальская, Хабаровская. На юге островок из Азовской, Ялтинской, Одесской улиц напоминает нам о теплых ветрах с южных морей. Не исключением стало и Люблино. В районе целая россыпь подобных названий. Это и Краснодарская улица, и Ставропольская (две основные артерии). И Мариупольская улица, и Краснодонская. В общем, полным-полно таких вот южных адресов (перечисляйте, кстати, их в комментариях, хочу перебрать все!).
Пока я вам рассказывал об этой занимательной топонимике, мы дошли до светофора (вдалеке виднеются электростанции), а теперь поворачиваем налево, проходим улицу Кожедуба, затем сворачиваем во дворы. Конечно, мой экскурс в недавнее прошлое был не простым лирическим отступлением. Давнее родство со Ставропольем и Краснодарским краем местные власти решили закрепить еще и отдельным памятником. Так он и называется – памятник Кубани (4). Сей экспонат стоит во дворе одной из местных школ.
Честно признаюсь, что ваш покорный слуга потратил около 25 минут, чтобы разглядеть в окрестностях микрорайона злосчастный монумент. Пришлось заходить на разные детские площадки, ходить по малолюдным дворам.
Впрочем, местные жители вполне располагали к себе, да и весь микрорайон излучал только один позитив!
В конце концов, когда я делал очередной круг, то остановился над небольшим колосьями ржи, сделанными из непонятно чего. Пригляделся… Оказалось, что это и есть памятник Кубани.
На месте жителей житницы России я бы обиделся. Во-первых, куда-то делся каравай с хлебом (изначально памятник состоял не из одних колосьев), во-вторых, здесь даже не написано, что это памятник Кубани…
И это несмотря на то, что его открыли 11 октября 2008 года в самой торжественной обстановке. Так или иначе, в немного расстроенных чувствах я покидаю Марьинский Парк.
Сделать это можно на автобусе «201» или «728», которые ходят тут достаточно часто. Мы должны поехать до конечной остановки. Но пока мы ждем транспорт, еще раз оглянемся назад на новостройки и приветливый 14-ый микрорайон.
А теперь посмотрим вперед. Прямо по курсу у нас объект повышенной важности – знаменитая электрическая подстанция «Чагино» № 510 (5). Все мы должны помнить события 25 мая 2005 года, когда на несколько часов из-за отключения электричества встала половина Москвы. То ли в этом был виноват Чубайс, то ли еще кто… тем не менее, вертолеты в тот злополучный майский денек летали именно над Люблино.
Сейчас подстанция немного реконструирована, она обеспечивает юг Москвы электричеством, так как входит в «Московское энергетическое кольцо». Тем не менее, блок электростанций и подобных крупных строений напоминает нам о том, что на территории города, а именно в Люблино, находится одна из крупнейших энергетических промзон столицы. Движемся дальше.
Пока мы едем на автобусе, расскажу о люблинских полях фильтрации. Конец XIX века – начало строительства полей орошения на месте Чагинского болота. Здесь по специальным каналам сточные воды, проходя через песок, очищались и сливались в Москву-реку. С тех пор сохранились названия улиц – Верхние поля и Нижние поля. Они проходят по южной границе района. К слову, здесь, в Люблине, впервые во всем мире был опробован метод биологической очистки стоков, что было признано выдающимся достижением на выставке в Брюсселе. Однако какую интересную славу имеют Люблинские поля!
По приезду на конечную остановку «Больница им. Семашко» мы можем разглядеть наш следующий объект – храм апостола Андрея Первозванного в Люблине (6).
Сам храм был построен не так давно – в 2001 году, хотя смотрится как строение уж точно не двадцать первого века! Теперь мы идем на запад.
Начинается дождь… Проходим мимо больницы имени Семашко при РЖД. Дальше мы будем идти строго по улице Ставропольской к дому номер «1». По пути мы встречаем ухоженный сквер, который напоминает нам о трагических событиях сороковых, роковых…
В центре сквера памятник летчику А.Ф.Авдееву – посмертно Герою Советского Союза (7).
Он прожил всю свою жизнь в родном Люблине, в молодости работал слесарем на местном заводе, а когда пришло время воевать, стал командиром звена. В небе он сбил 7 самолетов, совершил 189 боевых вылетов, один из которых стал для него последним. В 1942 году Авдеев протаранил вражеский самолет, после чего на землю так и не вернулся…
Люблино свято чтит память тех, кто сражался на той войне. Восточнее находится, например, улица Степана Шутова – еще одного участника Великой Отечественной; юго-западнее – сквер имени танкиста Судакова – героя Советского союза. Однако мы продолжаем наше путешествие. Идем вдоль Ставропольской до упора.
По пути встречается много чего интересного (обратите внимание на табличку в левом нижнем углу!). Вот так, к примеру, раскрашены входные двери в обычные дома на Ставропольской.
Дойдя до перекрестка с улицей Люблинской, мы ждем около двух минут зеленого света, чтобы перейти на другую сторону. Здесь идут какие-то раскопки и строительные работы, а вообще это здание дома культуры «Люблино» (8).
Это бывший клуб имени III Интернационала. Здесь рабочий народ заседал, образовывался и развлекался. Тут расположено три зрительных зала на 70, 420 и 1200 мест, есть отдельный спортзал. Снаружи – ничем не приметный памятник советского конструктивизма. Оставим его реставраторам.
Пройдя вглубь небольшого зеленого участка, что расположен севернее здания клуба, можно наткнуться на одинокий бюст Ильича. Плачущая голова Ленина под дождем – это незабываемое зрелище.
Теперь же ваш покорный слуга оказывается под тропическим ливнем, но мы не можем просто так бросить экскурсию без главной жемчужины Люблино – усадьбы с прудами! Поэтому держим путь вдоль Люблинской улицы. Слева у нас останется платформа «Люблино», справа же постепенно начинает открываться вид на зеленую зону.
Итак, мы на месте. С западной части входим в парк «Люблино» (9). Тихо и умиротворенно нас встречает Верхний Люблинский пруд.
Под звуки спокойного дождя вода так и манит своим парным отблеском.
На некоторой возвышенности позади (в самом уголке района) расположилась управа Люблино. О том, что это за здание, нам напоминает реющий на ветру флаг РФ.
Пройдемся по краю водоема, подышим свежим воздухом. Люблинские пруды замыкают систему Кузьминских прудов, они были созданы в начале XIX века на территории усадьбы. В целом, они отлично вписываются в местный ландшафт, так как ранее Люблино представляло собой нечто вроде полуострова на возвышенности. Ведь если посмотреть внимательно на карту, можно понять, что район почти со всех сторон, так или иначе окружен водой. Люблинские пруды – северная граница территориальной единицы и по сей день.
Сворачиваем в глубину парка. Здесь ориентир – огороженное здание (не знаю, как оно используется сейчас. Знаете – пишите в комментариях!).
Теперь мы проходим к географическому центру парка. Здесь начинается наше путешествие к изюминке Люблино – усадьбе Дурасова.
Ансамбль усадьбы «Люблино» – памятник исторического и культурного наследия (10). На указателе белым по синему написано, что парковая зона вмещает до 5000 человек. Это примерно 3,3% населения территориальной единицы.
Пока мы преодолеваем крутой ландшафт, расскажу об этом месте подробнее. С тех пор, как Люблино (оно же Юркино) было небольшим поселением за территорией Москвы, сюда любили ездить отдыхать многие горожане. После владения этим местом Годуновыми и Прозоровскими (уже при бригадире Дурасове) здесь начинают появляться первые дачи. Расцвет усадьбы приходится на времена Н.А.Дурасова, когда здесь работал крепостной театр, имелся скотный двор, существовал огромный огород. Источники свидетельствуют о том, что на этом месте можно было найти даже ананасные теплицы, а рядом паслись коровы, привезенные специально с австрийских лугов. До нашего времени в хорошем состоянии сохранились дворец Дурасова, здание театра, несколько жилых помещений, оранжерея, конный двор.
Дурасовский дворец – необъятное здание, построенное с точки зрения архитектуры достаточно любопытно. Сам бригадир очень любил святую Анну, поэтому мы можем видеть, что бельведер украшает ее статуя – почти со всех сторон можно хорошо разглядеть высокий монумент. Более того: если посмотреть на план-схему здания с высоты птичьего полета, то можно удивиться еще раз – дворец построен в виде ордена Святой Анны! Он такой же круглый, с некоторыми выступами по сторонам.
К сожалению, внутрь я не попал, но знаю, что там очень красиво. Да и снаружи дворец производит потрясающее впечатление! Архитекторы Р.Р.Казаков и И.В.Еготов (он же реставрировал здания Кремля, создал план Гостиного двора) основали красивый ансамбль.
Само здание внушительно и занимает центральное место в усадьбе. Барельефы о Дионисе и Афродите, массивные колонны с узорчатыми капителями – задумка хозяина дворца, который был не просто любителем пышного палладианизма, но еще и настоящим интеллигентом, ценителем высокого искусства!
Это вид из-под крыши дворца.
Вообще же главное здание напоминает виллу Ротонда, и некоторые источники указывают на то, что богач Дурасов хотел возвести в пригороде Москвы такое же массивное произведение искусства. Ансамбль включает в себя еще некоторые здания, к которым мы сейчас и пройдем. Если будете повторять данный маршрут, обязательно загляните внутрь дворца. Это настоящий праздник великого классицизма!
Статский советник Дурасов любил искусство во всех его проявлениях, и как богатый помещик XIX века он не мог не иметь свой крепостной театр. Театр Дурасова был широко известен по всей России. Посмотреть спектакли сюда съезжалась не только Москва (что уже много!). Отсюда многие актеры перешли на Императорскую сцену. Самой труппой руководил знаменитый тогда актер П.А.Плавильщиков. Эпоха дурасовского театра – расцвет крепостных театров в России.
До нашего времени сохранились здание театральной школы, сам театр, жилое помещение для актеров. К сожалению, после смерти Дурасова заниматься искусством в усадьбе было некому, поэтому вскоре о театре все забыли.
Вот так выглядело окружающее пространство для тех, кто учился в театре.
В советское время эти здания использовались не по прямому назначению. Сегодня же стоит вопрос о том, чтобы возродить здесь театральную школу. По крайней мере, в 2007 году Правительство Москвы не раз заявляло об этом. Если данная инициатива получит продолжение, то я, конечно же, «за»!
Все здания ансамбля находятся в двух метрах друг от друга, поэтому обойти их за пять минут не составит никакого труда.
А вот и сам театр. Как и в предыдущих случаях, архитекторами зданий выступали Казаков и Еготов.
Это непримечательное сооружение – пансион для дворянских детей. К слову, некоторые части «Преступления и наказания», а также «Игрока» были написаны Ф.М.Достоевским именно в этом пансионе, на втором этаже здания! Интересно.
Пройдем мимо оранжереи. Направляемся вдоль по Летней улице за тем, чтобы оставить в покое владения Дурасова и вернуться домой. Наша прогулка в дождливом Люблине подходит к концу.
Экскурсия получилось достаточно длинной, но познавательной.
Если кто-то хочет узнать о Люблине гораздо больше, то советую вам пройти по этой ссылке: http://prolublino.ru/. Здесь можно найти много интересного об истории района, названиях улиц, усадьбе Дурасова. Всё уместить в одном посте очень непросто, поэтому рекомендую!
Дойдя до конца улицы Летней, мы приходим к мосту над Люблинскими прудами.
Направляемся к станции метро «Волжская», которая находится на территории уже другого района.
На этом, думаю, пора прощаться с чудесным миром Люблино, где переплетение истории XIX века с советским прошлым и новейшей историей создает поистине удивительные узелки, которые так приятно распутывать, прогуливаясь по тихим и мирным улочкам района.
Как всегда, пишите в комментариях свои замечания, пожелания и благодарения! За сим прощаюсь. Это был район «Люблино». Весь маршрут я прошел за 3 часа и 9 минут.
С вами был Николай Несколов. До встречи на перекрестках столицы! ;-)
Начну с описания герба Люблино и небольшого экскурса в историю района. Первые сведения об этой местности появились еще в начале XVII века, тогда здесь располагалась деревня Юркино. В свое время это владение было пожаловано Михаилом Федоровичем своему подьячему – Григорию Ларионову. В то время усадьба и все ее постройки были деревянными. Затем владение кочевало из рук в руки (в т.ч. и в руки Годуновых), а в начале уже XIX века перешло к отставному бригадиру Н. А. Дурасову, чей фамильный герб частично перешел на герб современного Люблино. Сегодня он обозначает в верхней части – дурасовский герб, в середине паровозное колесо напоминает о проходящей рядом железной дороге, а красные стены говорят о «городском» прошлом этого места. Внизу герба – синяя водица – символ замечательных Люблинских прудов.
Собственно, «дурасовский период» владения Люблино и прославил данную местность, с этого времени сохранилось наибольшее количество памятников (о них пойдет речь ниже). Дальнейшая история Люблино была связана в основном с советским периодом, так как большую часть сегодняшних жилых кварталов до массовой застройки использовали в качестве полей фильтрации. Люблино сегодня – промышленный центр на юго-востоке, зеленые легкие города на севере и сосредоточение памятных мест Великой Отечественной войны во всех уголках этого любопытного района Москвы.
Историки спорят о названии района, не находят концов. Кажется, свое имя (сначала ударение было на втором слоге) Люблино получило в XVIII веке, когда подобные «пасторальные» названия были довольно популярны. Начать рассказ следует, конечно же, с точки отправления – для нас это одноименное метро. Бегло кинем взгляд на карту. Нам с вами предстоит посетить 10 различных объектов. Благодаря ним мы вспомним и о славных временах дореволюционной России, и о советском прошлом района, и, конечно, о совсем недавних событиях, связанных с этим южным местечком нашего мегаполиса.
Собственно, с последнего и начнем. Люблино фигурировало в СМИ в этом году из-за довольно любопытного случая – спиливания креста храма Святой Татианы Римской (1). Это новая постройка на территории района (на картах двухгодичной давности храм не указан). Кто это сделал (спилил крест) и зачем? – вопросы, на которые до сих пор многие ищут ответы. Так или иначе, за месяц до моего приезда в этот район, крест восстановили на радость местным жителям. Спокойному спальному району не нужна слава антихристов.
Сам храм находится около метро. Тут же рядом разбит ухоженный парк, где есть площадки для детей, многочисленные скамейки, футбольное поле. Напротив – супермаркет, а также обыкновенный рынок, где можно купить всё – от огурцов до батареек.
Чуть вдалеке виднеется современная застройка. Люблино – район для жизни. По пути далее можно встретить множество подобных многоэтажек.
Идем на восток. Мимо футбольной «коробки», мимо закрытой площадки для выгула собак. Зеленая пробивающаяся травка бросается в глаза.
Вдали виднеется крытое помещение, куда мы и отправляемся. На территории Люблино находится уникальный музей – Ломаковская коллекция старинных автомобилей и мотоциклов (2).
Было бы серьезным упущением не зайти внутрь.
При входе нас встречают забавные экспонаты.
Заплатив всего 200 рублей за вход, мы в теплом помещении можем насладиться советской и зарубежной авто-стариной. Всего «Ломаковка» насчитывает более 130 исторических автомобилей и мотоциклов!
Коллекция собирается с 1959 года (последний экспонат привезен в гараж, по-моему, в прошлом году). Помимо автомобилей вас также будут окружать предметы быта советского времени, собранные бережливыми руками владельца данного музея.
Рули, повисшие над головой, так и просятся в руки!
На входе меня встретил, видимо, один из Ломаковых. Будущий владелец данного гаража охотно рассказал мне о «Чайках», «Победах», «ЗИСах»… В общем, провел для меня настоящую экскурсию.
Это, пожалуй, самый маленький и один из самых быстрых экспонатов.
Здесь под одной крышей собраны настоящие раритеты. Это касается как мотоциклов, так и автомобилей, которые до сих пор остаются на ходу.
Конечно же, культовой личностью для российского автопрома был товарищ Сталин, о чем нам ненавязчиво напоминает его потрет.
Машины Завода имени Сталина вообще занимают в гараже, кажется, больше всего места. Хотя, может, мне так показалось.
Здесь можно встретить и черную «Чайку», и зеленый «Запорожец». Будто возвращаешься на полвека назад!
А в углу притаилась черная «Шкода» - чешский раритет коллекции Ломаковых.
Конечно, нельзя не вспомнить и про «Волгу». Эти машины до сих пор можно встретить на улицах столицы и других городов России. Правда, не ГАЗ-21Р, а скорее ГАЗ-24…
Советским плакатам посвящена отдельная стена музея.
Небольшое пространство уделено и военной технике. Вот, например, ГАЗ 1933 года («полуторка»), который часто использовался во время Великой Отечественной (модифицированный ГАЗ-АА до ГАЗ-ММ). Здесь рядом с ним стоит почти настоящий солдат.
Вообще, экспонатов в музее Ломакова достаточно, так что просто советую вам заглянуть сюда. Музей работает ежедневно.
Очень любопытен, к примеру, «Опель» 28 года рождения. Выглядели машины тогда именно так.
А вот и мина-указатель. Осторожно!
Тот же «Опель», только спереди.
За отдельные деньги можно покататься на одном из чудес советского машиностроения. Но в любом случае, покинуть этот уникальный музей в Люблино вам придется с открытой улыбкой!
Выходим из здания музея. Здесь нас ждут мины и другие экспонаты, просто-напросто не поместившиеся в закрытый гараж.
Впрочем, эти экспонаты, как по мне, самые красивые!
В «Ломаковке» мы были около получаса. Теперь мы держим путь на юго-восток, направление – улица Марьинский парк.
Большие скопления народа, идущие с нами вперед, рассеиваются на середине пути, когда мы достигаем торгово-ярмарочного комплекса «Москва» (3).
Это уже современная история Люблино. В течение многих лет с районом устойчиво ассоциировался именно этот торговый центр. Не мудрено: он стал первым многофункциональным торгово-ярмарочным комплексом Москвы. В прошлом году «Москва» отпраздновала свое пятнадцатилетие!
Но мы движемся далее по Краснодарской улице. Напротив нас – интересное здание. Это пожарная станция с характерной архитектурой.
Идем по Краснодарской улице до пересечения с улицей Марьинский парк. По пути нам встречается многоуровневая свалка, а также многоуровневый паркинг.
Пока мы идем к нашей очередной достопримечательности, пару слов скажу о названиях здешних улиц. Так получилось, что каждый раз, когда Москва расширялась, определенному району выдавали стандартный «пакет» названий улиц (за отсутствием фантазии). Так в Москве появилось …дцать улиц Строителей, …дцать улиц Ленина, …дцать профсоюзных улиц. Подобные наименования мешали «скорой помощи», пожарным, и т.д. качественно обслуживать население. Возникала постоянная путаница. И тут в дело вступила спасительная топонимика! Для более удобной навигации было решено обозвать улицы в районах Москвы по именованиям крупных городов, мест, и т.д., так или иначе, связанным с той стороной света, где этот район находится. Так на севере Москвы появились улицы Полярная, Северодвинская, Таймырская. На востоке – Байкальская, Хабаровская. На юге островок из Азовской, Ялтинской, Одесской улиц напоминает нам о теплых ветрах с южных морей. Не исключением стало и Люблино. В районе целая россыпь подобных названий. Это и Краснодарская улица, и Ставропольская (две основные артерии). И Мариупольская улица, и Краснодонская. В общем, полным-полно таких вот южных адресов (перечисляйте, кстати, их в комментариях, хочу перебрать все!).
Пока я вам рассказывал об этой занимательной топонимике, мы дошли до светофора (вдалеке виднеются электростанции), а теперь поворачиваем налево, проходим улицу Кожедуба, затем сворачиваем во дворы. Конечно, мой экскурс в недавнее прошлое был не простым лирическим отступлением. Давнее родство со Ставропольем и Краснодарским краем местные власти решили закрепить еще и отдельным памятником. Так он и называется – памятник Кубани (4). Сей экспонат стоит во дворе одной из местных школ.
Честно признаюсь, что ваш покорный слуга потратил около 25 минут, чтобы разглядеть в окрестностях микрорайона злосчастный монумент. Пришлось заходить на разные детские площадки, ходить по малолюдным дворам.
Впрочем, местные жители вполне располагали к себе, да и весь микрорайон излучал только один позитив!
В конце концов, когда я делал очередной круг, то остановился над небольшим колосьями ржи, сделанными из непонятно чего. Пригляделся… Оказалось, что это и есть памятник Кубани.
На месте жителей житницы России я бы обиделся. Во-первых, куда-то делся каравай с хлебом (изначально памятник состоял не из одних колосьев), во-вторых, здесь даже не написано, что это памятник Кубани…
И это несмотря на то, что его открыли 11 октября 2008 года в самой торжественной обстановке. Так или иначе, в немного расстроенных чувствах я покидаю Марьинский Парк.
Сделать это можно на автобусе «201» или «728», которые ходят тут достаточно часто. Мы должны поехать до конечной остановки. Но пока мы ждем транспорт, еще раз оглянемся назад на новостройки и приветливый 14-ый микрорайон.
А теперь посмотрим вперед. Прямо по курсу у нас объект повышенной важности – знаменитая электрическая подстанция «Чагино» № 510 (5). Все мы должны помнить события 25 мая 2005 года, когда на несколько часов из-за отключения электричества встала половина Москвы. То ли в этом был виноват Чубайс, то ли еще кто… тем не менее, вертолеты в тот злополучный майский денек летали именно над Люблино.
Сейчас подстанция немного реконструирована, она обеспечивает юг Москвы электричеством, так как входит в «Московское энергетическое кольцо». Тем не менее, блок электростанций и подобных крупных строений напоминает нам о том, что на территории города, а именно в Люблино, находится одна из крупнейших энергетических промзон столицы. Движемся дальше.
Пока мы едем на автобусе, расскажу о люблинских полях фильтрации. Конец XIX века – начало строительства полей орошения на месте Чагинского болота. Здесь по специальным каналам сточные воды, проходя через песок, очищались и сливались в Москву-реку. С тех пор сохранились названия улиц – Верхние поля и Нижние поля. Они проходят по южной границе района. К слову, здесь, в Люблине, впервые во всем мире был опробован метод биологической очистки стоков, что было признано выдающимся достижением на выставке в Брюсселе. Однако какую интересную славу имеют Люблинские поля!
По приезду на конечную остановку «Больница им. Семашко» мы можем разглядеть наш следующий объект – храм апостола Андрея Первозванного в Люблине (6).
Сам храм был построен не так давно – в 2001 году, хотя смотрится как строение уж точно не двадцать первого века! Теперь мы идем на запад.
Начинается дождь… Проходим мимо больницы имени Семашко при РЖД. Дальше мы будем идти строго по улице Ставропольской к дому номер «1». По пути мы встречаем ухоженный сквер, который напоминает нам о трагических событиях сороковых, роковых…
В центре сквера памятник летчику А.Ф.Авдееву – посмертно Герою Советского Союза (7).
Он прожил всю свою жизнь в родном Люблине, в молодости работал слесарем на местном заводе, а когда пришло время воевать, стал командиром звена. В небе он сбил 7 самолетов, совершил 189 боевых вылетов, один из которых стал для него последним. В 1942 году Авдеев протаранил вражеский самолет, после чего на землю так и не вернулся…
Люблино свято чтит память тех, кто сражался на той войне. Восточнее находится, например, улица Степана Шутова – еще одного участника Великой Отечественной; юго-западнее – сквер имени танкиста Судакова – героя Советского союза. Однако мы продолжаем наше путешествие. Идем вдоль Ставропольской до упора.
По пути встречается много чего интересного (обратите внимание на табличку в левом нижнем углу!). Вот так, к примеру, раскрашены входные двери в обычные дома на Ставропольской.
Дойдя до перекрестка с улицей Люблинской, мы ждем около двух минут зеленого света, чтобы перейти на другую сторону. Здесь идут какие-то раскопки и строительные работы, а вообще это здание дома культуры «Люблино» (8).
Это бывший клуб имени III Интернационала. Здесь рабочий народ заседал, образовывался и развлекался. Тут расположено три зрительных зала на 70, 420 и 1200 мест, есть отдельный спортзал. Снаружи – ничем не приметный памятник советского конструктивизма. Оставим его реставраторам.
Пройдя вглубь небольшого зеленого участка, что расположен севернее здания клуба, можно наткнуться на одинокий бюст Ильича. Плачущая голова Ленина под дождем – это незабываемое зрелище.
Теперь же ваш покорный слуга оказывается под тропическим ливнем, но мы не можем просто так бросить экскурсию без главной жемчужины Люблино – усадьбы с прудами! Поэтому держим путь вдоль Люблинской улицы. Слева у нас останется платформа «Люблино», справа же постепенно начинает открываться вид на зеленую зону.
Итак, мы на месте. С западной части входим в парк «Люблино» (9). Тихо и умиротворенно нас встречает Верхний Люблинский пруд.
Под звуки спокойного дождя вода так и манит своим парным отблеском.
На некоторой возвышенности позади (в самом уголке района) расположилась управа Люблино. О том, что это за здание, нам напоминает реющий на ветру флаг РФ.
Пройдемся по краю водоема, подышим свежим воздухом. Люблинские пруды замыкают систему Кузьминских прудов, они были созданы в начале XIX века на территории усадьбы. В целом, они отлично вписываются в местный ландшафт, так как ранее Люблино представляло собой нечто вроде полуострова на возвышенности. Ведь если посмотреть внимательно на карту, можно понять, что район почти со всех сторон, так или иначе окружен водой. Люблинские пруды – северная граница территориальной единицы и по сей день.
Сворачиваем в глубину парка. Здесь ориентир – огороженное здание (не знаю, как оно используется сейчас. Знаете – пишите в комментариях!).
Теперь мы проходим к географическому центру парка. Здесь начинается наше путешествие к изюминке Люблино – усадьбе Дурасова.
Ансамбль усадьбы «Люблино» – памятник исторического и культурного наследия (10). На указателе белым по синему написано, что парковая зона вмещает до 5000 человек. Это примерно 3,3% населения территориальной единицы.
Пока мы преодолеваем крутой ландшафт, расскажу об этом месте подробнее. С тех пор, как Люблино (оно же Юркино) было небольшим поселением за территорией Москвы, сюда любили ездить отдыхать многие горожане. После владения этим местом Годуновыми и Прозоровскими (уже при бригадире Дурасове) здесь начинают появляться первые дачи. Расцвет усадьбы приходится на времена Н.А.Дурасова, когда здесь работал крепостной театр, имелся скотный двор, существовал огромный огород. Источники свидетельствуют о том, что на этом месте можно было найти даже ананасные теплицы, а рядом паслись коровы, привезенные специально с австрийских лугов. До нашего времени в хорошем состоянии сохранились дворец Дурасова, здание театра, несколько жилых помещений, оранжерея, конный двор.
Дурасовский дворец – необъятное здание, построенное с точки зрения архитектуры достаточно любопытно. Сам бригадир очень любил святую Анну, поэтому мы можем видеть, что бельведер украшает ее статуя – почти со всех сторон можно хорошо разглядеть высокий монумент. Более того: если посмотреть на план-схему здания с высоты птичьего полета, то можно удивиться еще раз – дворец построен в виде ордена Святой Анны! Он такой же круглый, с некоторыми выступами по сторонам.
К сожалению, внутрь я не попал, но знаю, что там очень красиво. Да и снаружи дворец производит потрясающее впечатление! Архитекторы Р.Р.Казаков и И.В.Еготов (он же реставрировал здания Кремля, создал план Гостиного двора) основали красивый ансамбль.
Само здание внушительно и занимает центральное место в усадьбе. Барельефы о Дионисе и Афродите, массивные колонны с узорчатыми капителями – задумка хозяина дворца, который был не просто любителем пышного палладианизма, но еще и настоящим интеллигентом, ценителем высокого искусства!
Это вид из-под крыши дворца.
Вообще же главное здание напоминает виллу Ротонда, и некоторые источники указывают на то, что богач Дурасов хотел возвести в пригороде Москвы такое же массивное произведение искусства. Ансамбль включает в себя еще некоторые здания, к которым мы сейчас и пройдем. Если будете повторять данный маршрут, обязательно загляните внутрь дворца. Это настоящий праздник великого классицизма!
Статский советник Дурасов любил искусство во всех его проявлениях, и как богатый помещик XIX века он не мог не иметь свой крепостной театр. Театр Дурасова был широко известен по всей России. Посмотреть спектакли сюда съезжалась не только Москва (что уже много!). Отсюда многие актеры перешли на Императорскую сцену. Самой труппой руководил знаменитый тогда актер П.А.Плавильщиков. Эпоха дурасовского театра – расцвет крепостных театров в России.
До нашего времени сохранились здание театральной школы, сам театр, жилое помещение для актеров. К сожалению, после смерти Дурасова заниматься искусством в усадьбе было некому, поэтому вскоре о театре все забыли.
Вот так выглядело окружающее пространство для тех, кто учился в театре.
В советское время эти здания использовались не по прямому назначению. Сегодня же стоит вопрос о том, чтобы возродить здесь театральную школу. По крайней мере, в 2007 году Правительство Москвы не раз заявляло об этом. Если данная инициатива получит продолжение, то я, конечно же, «за»!
Все здания ансамбля находятся в двух метрах друг от друга, поэтому обойти их за пять минут не составит никакого труда.
А вот и сам театр. Как и в предыдущих случаях, архитекторами зданий выступали Казаков и Еготов.
Это непримечательное сооружение – пансион для дворянских детей. К слову, некоторые части «Преступления и наказания», а также «Игрока» были написаны Ф.М.Достоевским именно в этом пансионе, на втором этаже здания! Интересно.
Пройдем мимо оранжереи. Направляемся вдоль по Летней улице за тем, чтобы оставить в покое владения Дурасова и вернуться домой. Наша прогулка в дождливом Люблине подходит к концу.
Экскурсия получилось достаточно длинной, но познавательной.
Если кто-то хочет узнать о Люблине гораздо больше, то советую вам пройти по этой ссылке: http://prolublino.ru/. Здесь можно найти много интересного об истории района, названиях улиц, усадьбе Дурасова. Всё уместить в одном посте очень непросто, поэтому рекомендую!
Дойдя до конца улицы Летней, мы приходим к мосту над Люблинскими прудами.
Направляемся к станции метро «Волжская», которая находится на территории уже другого района.
На этом, думаю, пора прощаться с чудесным миром Люблино, где переплетение истории XIX века с советским прошлым и новейшей историей создает поистине удивительные узелки, которые так приятно распутывать, прогуливаясь по тихим и мирным улочкам района.
Как всегда, пишите в комментариях свои замечания, пожелания и благодарения! За сим прощаюсь. Это был район «Люблино». Весь маршрут я прошел за 3 часа и 9 минут.
С вами был Николай Несколов. До встречи на перекрестках столицы! ;-)