Иногда только диву даешься, сколько же интересного скрыто на окраинах и практически неизвестно никому, кроме специально интересующихся. Так и я, что-то прослышав про Электрозавод и про стоящую рядом дачу, не думала, что краткая прогулка принесет нам столько примечательного (уверена, что могла бы принести еще больше). Три дома, о которых пойдет речь, стоят практически на одном "пятачке" и относятся к одному времени, а два - чуть поодаль и совсем из других эпох, но вся прогулка между ними - вряд ли больше километра.
Я попыталась упорядочить истории по архитектурным стилям, хотя для меня это больше истории не из архитектуры, а про времена и нравы.
Ну и в качестве общего предисловия надо сказать, что Москва в прошлые века развивалась прежде всего на восток, и поэтому на отдалении от современного центра можно найти очень примечательные места. Район, о котором пойдет речь - это московские промышленные окраины 18-19 века. Здесь протекала речка Хапиловка (ныне заключенная в трубу) и находилась большая старообрядческая община, о которой, надеюсь, еще расскажу. А занимались староообрядцы в основном текстильным производством. Именно они стали героями нашей первой истории.
Дом первый - модерн
Старообрядцы братья Носовы - основатели суконно-шерстяной фабрики на берегу Хапиловки - были простыми ткачами. В 1829 г., основали на берегу Хапиловского пруда небольшую фабрику, выпускавшую драдедамовые платки. Браться сами ткали, красили и сушили платки, а жены их делали бахрому. К 1880 году на фабрике работали более 1000 человек.
Главой дела в продолжение многих лет был сын одного из основателей – Василий Дмитриевич Носов. Именно он заказал себе у архитектора Л.Н.Кекушева новый особняк в модном стиле «модерн», который и был выстроен по соседству на берегу речки Хапиловки в 1903 году.
Любящий все новое В.Д.Носов задумал свой дом со всеми достижениями комфорта того времени: водяным отоплением, горячей и холодной водой. Вместе с тем, дом строился не каменный, а деревянный – для того, чтобы в нем был более здоровый воздух, лучше сохранялось тепло. И кстати, утверждается, что это единственное в Москве деревянное здание в стиле модерн.
Считается, что по стилю дом напоминает швейцарское шале, что это ранний франко-бельгийский модерн, а я скажу - это же дача (та самая русская dacha, что не переводится ни на один язык). С террасками, балкончиками и прочими милыми сердцу атрибутами загородного быта.
А какие решетки...
Облик особняка (помимо архитектора, конечно) по-видимому определяла жена сына В.Д.Носова Евстафия Павловна. Она была из семьи Рябушинских (еще одна история, которую, надеюсь, расскажу) и близка к кругам художественной интеллигенции В доме она устроила художественный салон, где ставились пьесы А. Толстого и М. Кузмина. Портреты хозяйки дома писали К.А. Сомов и А.Я. Головин, ее скульптурный бюст лепила А.С. Голубкина. В коллекции русской живописи Е. П. Носовой были картины Рокотова, Боровиковского, Венецианова, Кипренского. По примеру П.М. Третьякова, Евстафия Павловна собиралась со временем передать коллекцию городу, а сам дом сделать своеобразным музейным экспонатом. Архитектор И.В. Жолтовский построил в особняке парадный столовый зал, три стены которого должен был расписывать В.А. Серов. Эскизы росписи, по отзыву И.Э. Грабаря, изобиловали «чудесными деталями и хитроумными выдумками», но воплощены не были – художник вскоре скоропостижно скончался. Для отделки парадной лестницы Е.П. Носова пригласила М.В. Добужинского.
После революции Е.П. Носова уехала за границу и дожила там до преклонных лет. В доме сначала открыли Пролетарский музей, потом детские ясли, Дворец культуры и, наконец, Дом комсомольца и школьника. К счастью, сведения интернета о том, что интерьеры полностью уничтожены, не соответствуют действительности. Дом - это объект культурного наследия федерального значения. Сейчас в нем располагается филиал Российской Государственной юношеской библиотеки, там проводятся выставки, и если внимательно следить за анонсами, то туда можно попасть. Суда по фото (можно посмотреть здесь) оно того стоит: красиво очень!
Дом второй - готика +?
Почти точно напротив дачи Носова высятся башни вот этого сооружения, напоминающего готический замок, особенно если смотреть вот так - снизу вверх. Такова была промышленная архитектура в годы первой мировой войны (!!). Это всего-навсего завод.
История здания такова. Оно было заложено в 1915 году как завод Товарищества русско-французских заводов «Проводник». Это было крупная фирма, производившая изделия из резины и каучука, – от галош до автомобильных шин, – а ее отделения и магазины располагались по всей России. Сами заводы находились в Риге, но с началом Первой мировой войны были эвакуированы из-за угрозы немецкой оккупации. Вот для этого эвакуированного завода и строилось столь роскошное здание.
Строительство завода было приостановлено с революцией, и лишь в 1925 году было решено его закончить, но уже без сложных готических украшений. Так что от первоначального замысла остался только этот фасад. Здание правда все равно производит впечатление и неплохо гармонирует с "парадным" фасадом. Хотя конечно совсем не то...
Оно было достроено в 1926 году, к 1928 году сюда стали переводиться производственные предприятия, занимающиеся изготовлением электроламп. Предприятию было присвоено название «Электрозавод», позднее - МЭЛЗ. Сейчас, судя по вывеске, опять Электрозавод. Здание достаточно запущено, и там располагается уйма мелких фирм и фирмочек, а к комплексу Электрозавода относится множество построек самых разных эпох и архитектур. Часть их покажу немного дальше.
Дом третий - модерн плюс Сталинский ампир
Как я уже писала, в начале 20 века эти места были бедной рабочей окраиной Москвы под названием Хапиловка (по имени речки). В феврале 1901 года городская дума постановила построить 10 «народных театров» на окраинах города. Один из них было решено создать как раз в этих местах - на Введенской площади. Церковники было против (рядом храм), тогда местные фабриканты составили петицию в защиту немедленного строительства: «Город собирается строить не какой-нибудь балаган, способный возмутить общественную благопристойность, а театр, то есть учреждение, причисленное теперь к числу учреждений образовательных».
В 1903 году народный дом был всё-таки построен и вскоре поставил первый спектакль. Введенский народный дом был единственным муниципальным народным домом в Москве до 1914 года, а его бессменным попечителем был А. А. Бахрушин.
После революции 1917 года народный дом продолжал работать как «рабочий дворец». В 1947 году сюда был перенесен Театр имени Моссовета (площадь стала площадью Журавлева). Для новых постояльцев старое здание было надстроено в стиле позднего сталинского ампира. Новое здание использует старые фундаменты, несущие стены и основу планировки 1903 года. И получилось вот это...
На новом месте театр Моссовета потерял старых зрителей и в итоге в 1959 переехал обратно в центр. Здание было передано Дворцу культуры МЭЛЗ, пик его славы пришелся на 1988 год, когда здесь была премьера Ассы с выступлениями всех звезд русского рока. В 2009 году ДК МЭЛЗ был переименован в «Дворец на Яузе».
Вот такая разная и причудливая судьба трех зданий, стоящих буквально на одном пятачке и выстроенных примерно в одну эпоху. Два других здания - это другие эпохи, и расположены они чуть дальше - в нескольких сотнях метров от "пятачка".
Дом четвертый - "Лужковская" архитектура
Жилой комплекс "Солнечная арка" с аркой высотой 11 этажей на берегу Яузы был сдан строительной компанией мадам Батуриной в конце 2009 года. К сожалению, за исключением цен на квартиры и особенностей инфраструктуры, никаких интересных сведений о нем найти не удалось. Хотя дом, если не спорить о вкусах, очевидно нетривиальный.
Вот такое на нем сбоку архитектурное излишество
Если забраться по наружной лестнице на уровень второго этажа, то открывается вид на квартал, где расположены разнообразные здания Электрозавода.
И последний пятый дом - древнерусской зодчество.
Этот храм заслуживает более подробного рассказа, но я буду краткой.
Храм Покрова в Рубцове появился благодаря тому, что здесь располагался загородный дворец первого Романова - Михаила Федоровича. Царь жил здесь пока обстраивался Кремль после разрушения его поляками. Храм был построен в 1628 году в память отражения гетмана Сагайдачного, едва не взявшего приступом Москву на Покров 1618 года.
Церковь очень красивая и кажется даже древнее своего начала 17 века.
Вот такое путешествие через эпохи и архитектурные стили. Интересное и... грустное. Или только для меня грустное?
Я попыталась упорядочить истории по архитектурным стилям, хотя для меня это больше истории не из архитектуры, а про времена и нравы.
Ну и в качестве общего предисловия надо сказать, что Москва в прошлые века развивалась прежде всего на восток, и поэтому на отдалении от современного центра можно найти очень примечательные места. Район, о котором пойдет речь - это московские промышленные окраины 18-19 века. Здесь протекала речка Хапиловка (ныне заключенная в трубу) и находилась большая старообрядческая община, о которой, надеюсь, еще расскажу. А занимались староообрядцы в основном текстильным производством. Именно они стали героями нашей первой истории.
Дом первый - модерн
Старообрядцы братья Носовы - основатели суконно-шерстяной фабрики на берегу Хапиловки - были простыми ткачами. В 1829 г., основали на берегу Хапиловского пруда небольшую фабрику, выпускавшую драдедамовые платки. Браться сами ткали, красили и сушили платки, а жены их делали бахрому. К 1880 году на фабрике работали более 1000 человек.
Главой дела в продолжение многих лет был сын одного из основателей – Василий Дмитриевич Носов. Именно он заказал себе у архитектора Л.Н.Кекушева новый особняк в модном стиле «модерн», который и был выстроен по соседству на берегу речки Хапиловки в 1903 году.
Любящий все новое В.Д.Носов задумал свой дом со всеми достижениями комфорта того времени: водяным отоплением, горячей и холодной водой. Вместе с тем, дом строился не каменный, а деревянный – для того, чтобы в нем был более здоровый воздух, лучше сохранялось тепло. И кстати, утверждается, что это единственное в Москве деревянное здание в стиле модерн.
Считается, что по стилю дом напоминает швейцарское шале, что это ранний франко-бельгийский модерн, а я скажу - это же дача (та самая русская dacha, что не переводится ни на один язык). С террасками, балкончиками и прочими милыми сердцу атрибутами загородного быта.
А какие решетки...
Облик особняка (помимо архитектора, конечно) по-видимому определяла жена сына В.Д.Носова Евстафия Павловна. Она была из семьи Рябушинских (еще одна история, которую, надеюсь, расскажу) и близка к кругам художественной интеллигенции В доме она устроила художественный салон, где ставились пьесы А. Толстого и М. Кузмина. Портреты хозяйки дома писали К.А. Сомов и А.Я. Головин, ее скульптурный бюст лепила А.С. Голубкина. В коллекции русской живописи Е. П. Носовой были картины Рокотова, Боровиковского, Венецианова, Кипренского. По примеру П.М. Третьякова, Евстафия Павловна собиралась со временем передать коллекцию городу, а сам дом сделать своеобразным музейным экспонатом. Архитектор И.В. Жолтовский построил в особняке парадный столовый зал, три стены которого должен был расписывать В.А. Серов. Эскизы росписи, по отзыву И.Э. Грабаря, изобиловали «чудесными деталями и хитроумными выдумками», но воплощены не были – художник вскоре скоропостижно скончался. Для отделки парадной лестницы Е.П. Носова пригласила М.В. Добужинского.
После революции Е.П. Носова уехала за границу и дожила там до преклонных лет. В доме сначала открыли Пролетарский музей, потом детские ясли, Дворец культуры и, наконец, Дом комсомольца и школьника. К счастью, сведения интернета о том, что интерьеры полностью уничтожены, не соответствуют действительности. Дом - это объект культурного наследия федерального значения. Сейчас в нем располагается филиал Российской Государственной юношеской библиотеки, там проводятся выставки, и если внимательно следить за анонсами, то туда можно попасть. Суда по фото (можно посмотреть здесь) оно того стоит: красиво очень!
Дом второй - готика +?
Почти точно напротив дачи Носова высятся башни вот этого сооружения, напоминающего готический замок, особенно если смотреть вот так - снизу вверх. Такова была промышленная архитектура в годы первой мировой войны (!!). Это всего-навсего завод.
История здания такова. Оно было заложено в 1915 году как завод Товарищества русско-французских заводов «Проводник». Это было крупная фирма, производившая изделия из резины и каучука, – от галош до автомобильных шин, – а ее отделения и магазины располагались по всей России. Сами заводы находились в Риге, но с началом Первой мировой войны были эвакуированы из-за угрозы немецкой оккупации. Вот для этого эвакуированного завода и строилось столь роскошное здание.
Строительство завода было приостановлено с революцией, и лишь в 1925 году было решено его закончить, но уже без сложных готических украшений. Так что от первоначального замысла остался только этот фасад. Здание правда все равно производит впечатление и неплохо гармонирует с "парадным" фасадом. Хотя конечно совсем не то...
Оно было достроено в 1926 году, к 1928 году сюда стали переводиться производственные предприятия, занимающиеся изготовлением электроламп. Предприятию было присвоено название «Электрозавод», позднее - МЭЛЗ. Сейчас, судя по вывеске, опять Электрозавод. Здание достаточно запущено, и там располагается уйма мелких фирм и фирмочек, а к комплексу Электрозавода относится множество построек самых разных эпох и архитектур. Часть их покажу немного дальше.
Дом третий - модерн плюс Сталинский ампир
Как я уже писала, в начале 20 века эти места были бедной рабочей окраиной Москвы под названием Хапиловка (по имени речки). В феврале 1901 года городская дума постановила построить 10 «народных театров» на окраинах города. Один из них было решено создать как раз в этих местах - на Введенской площади. Церковники было против (рядом храм), тогда местные фабриканты составили петицию в защиту немедленного строительства: «Город собирается строить не какой-нибудь балаган, способный возмутить общественную благопристойность, а театр, то есть учреждение, причисленное теперь к числу учреждений образовательных».
В 1903 году народный дом был всё-таки построен и вскоре поставил первый спектакль. Введенский народный дом был единственным муниципальным народным домом в Москве до 1914 года, а его бессменным попечителем был А. А. Бахрушин.
После революции 1917 года народный дом продолжал работать как «рабочий дворец». В 1947 году сюда был перенесен Театр имени Моссовета (площадь стала площадью Журавлева). Для новых постояльцев старое здание было надстроено в стиле позднего сталинского ампира. Новое здание использует старые фундаменты, несущие стены и основу планировки 1903 года. И получилось вот это...
На новом месте театр Моссовета потерял старых зрителей и в итоге в 1959 переехал обратно в центр. Здание было передано Дворцу культуры МЭЛЗ, пик его славы пришелся на 1988 год, когда здесь была премьера Ассы с выступлениями всех звезд русского рока. В 2009 году ДК МЭЛЗ был переименован в «Дворец на Яузе».
Вот такая разная и причудливая судьба трех зданий, стоящих буквально на одном пятачке и выстроенных примерно в одну эпоху. Два других здания - это другие эпохи, и расположены они чуть дальше - в нескольких сотнях метров от "пятачка".
Дом четвертый - "Лужковская" архитектура
Жилой комплекс "Солнечная арка" с аркой высотой 11 этажей на берегу Яузы был сдан строительной компанией мадам Батуриной в конце 2009 года. К сожалению, за исключением цен на квартиры и особенностей инфраструктуры, никаких интересных сведений о нем найти не удалось. Хотя дом, если не спорить о вкусах, очевидно нетривиальный.
Вот такое на нем сбоку архитектурное излишество
Если забраться по наружной лестнице на уровень второго этажа, то открывается вид на квартал, где расположены разнообразные здания Электрозавода.
И последний пятый дом - древнерусской зодчество.
Этот храм заслуживает более подробного рассказа, но я буду краткой.
Храм Покрова в Рубцове появился благодаря тому, что здесь располагался загородный дворец первого Романова - Михаила Федоровича. Царь жил здесь пока обстраивался Кремль после разрушения его поляками. Храм был построен в 1628 году в память отражения гетмана Сагайдачного, едва не взявшего приступом Москву на Покров 1618 года.
Церковь очень красивая и кажется даже древнее своего начала 17 века.
Вот такое путешествие через эпохи и архитектурные стили. Интересное и... грустное. Или только для меня грустное?