moscow_i_ya (moscow_i_ya) wrote in moya_moskva,
moscow_i_ya
moscow_i_ya
moya_moskva

Categories:

Электрозаводская: пять домов - пять историй.

Оригинал взят у moscow_i_ya в Электрозаводская: пять домов - пять историй.
Иногда только диву даешься, сколько же интересного скрыто на окраинах и практически неизвестно никому, кроме специально интересующихся. Так и я, что-то прослышав про Электрозавод и про стоящую рядом дачу, не думала, что краткая  прогулка принесет нам столько примечательного (уверена, что могла бы принести еще больше). Три дома, о которых пойдет речь, стоят практически на одном "пятачке" и относятся к одному времени, а два - чуть поодаль и совсем из других эпох, но вся прогулка между ними - вряд ли больше километра.
Я попыталась упорядочить истории по архитектурным стилям, хотя для меня это больше истории не из архитектуры, а про времена и нравы.
Ну и в качестве общего предисловия надо сказать, что Москва в прошлые века развивалась прежде всего на восток, и поэтому на отдалении от современного центра можно найти очень примечательные места. Район, о котором пойдет речь - это московские промышленные окраины 18-19 века. Здесь протекала речка Хапиловка (ныне заключенная в трубу) и находилась большая старообрядческая община, о которой, надеюсь, еще расскажу. А занимались староообрядцы в основном текстильным производством. Именно они стали героями нашей первой истории.
Дом первый - модерн



Старообрядцы братья Носовы - основатели суконно-шерстяной фабрики на берегу Хапиловки - были простыми ткачами. В 1829 г., основали на берегу Хапиловского пруда небольшую фабрику, выпускавшую драдедамовые платки. Браться сами ткали, красили и сушили платки, а жены их делали бахрому. К 1880 году на фабрике работали более 1000 человек.
Главой дела в продолжение многих лет был сын одного из основателей – Василий Дмитриевич Носов. Именно он заказал себе у архитектора Л.Н.Кекушева новый особняк в модном стиле «модерн», который и был выстроен по соседству на берегу речки Хапиловки в 1903 году.




Любящий все новое В.Д.Носов задумал свой дом со всеми достижениями комфорта того времени: водяным отоплением, горячей и холодной водой. Вместе с тем, дом строился не каменный, а деревянный – для того, чтобы в нем был более здоровый воздух, лучше сохранялось тепло. И кстати, утверждается, что это единственное в Москве деревянное здание в стиле  модерн. 
Считается, что по стилю дом напоминает швейцарское шале, что это ранний франко-бельгийский модерн, а я скажу - это же дача (та самая русская dacha, что не переводится ни на один язык). С террасками, балкончиками и прочими милыми сердцу атрибутами загородного быта.



А какие решетки...



Облик особняка (помимо архитектора, конечно) по-видимому определяла жена сына В.Д.Носова Евстафия Павловна. Она была из семьи Рябушинских (еще одна история, которую, надеюсь, расскажу)   и близка к кругам художественной интеллигенции В доме она устроила художественный салон, где ставились пьесы А. Толстого и М. Кузмина. Портреты хозяйки дома писали К.А. Сомов и А.Я. Головин, ее скульптурный бюст лепила А.С. Голубкина. В коллекции русской живописи Е. П. Носовой были картины Рокотова, Боровиковского, Венецианова, Кипренского. По примеру П.М. Третьякова, Евстафия Павловна собиралась со временем передать коллекцию городу, а сам дом сделать своеобразным музейным экспонатом. Архитектор И.В. Жолтовский построил в особняке парадный столовый зал, три стены которого должен был расписывать В.А. Серов. Эскизы росписи, по отзыву И.Э. Грабаря, изобиловали «чудесными деталями и хитроумными выдумками», но воплощены не были – художник вскоре скоропостижно скончался. Для отделки парадной лестницы Е.П. Носова пригласила М.В. Добужинского.
После революции Е.П. Носова уехала за границу и дожила там до преклонных лет. В доме сначала открыли Пролетарский музей, потом детские ясли, Дворец культуры и, наконец, Дом комсомольца и школьника.  К счастью, сведения  интернета о том, что интерьеры полностью уничтожены,  не соответствуют действительности. Дом - это объект культурного наследия федерального значения. Сейчас в нем располагается филиал Российской Государственной юношеской библиотеки, там проводятся выставки, и если внимательно следить за анонсами, то туда можно попасть. Суда по фото (можно посмотреть   здесь) оно того стоит: красиво очень! 

Дом второй - готика +?


Почти точно напротив дачи Носова высятся башни вот этого сооружения, напоминающего готический замок, особенно если смотреть вот так - снизу вверх. Такова была промышленная архитектура в годы первой мировой войны (!!). Это всего-навсего завод.
История здания такова. Оно было заложено в 1915 году  как завод Товарищества русско-французских заводов «Проводник». Это было крупная фирма, производившая изделия из резины и каучука, – от галош до автомобильных шин, – а ее отделения и магазины располагались по всей России. Сами заводы находились в Риге, но с началом Первой мировой войны были эвакуированы из-за угрозы немецкой оккупации. Вот для этого эвакуированного завода и строилось столь роскошное здание.



Строительство завода  было приостановлено с революцией, и лишь в 1925 году было решено его закончить, но уже без сложных готических украшений. Так что от первоначального замысла остался только этот фасад. Здание правда все равно производит впечатление и неплохо гармонирует с "парадным"  фасадом. Хотя конечно совсем не то...





Оно было достроено в 1926 году, к 1928 году сюда стали переводиться производственные предприятия, занимающиеся изготовлением электроламп. Предприятию было присвоено название «Электрозавод», позднее - МЭЛЗ. Сейчас, судя по вывеске, опять Электрозавод. Здание достаточно запущено, и там располагается уйма мелких фирм и фирмочек, а к комплексу Электрозавода относится множество построек самых разных эпох и архитектур. Часть их покажу немного дальше.

Дом третий - модерн плюс Сталинский ампир
Как я уже писала, в начале 20 века эти места были бедной рабочей окраиной Москвы под названием Хапиловка (по имени речки). В феврале 1901 года городская дума постановила построить 10 «народных театров» на окраинах города. Один из них было решено создать как раз в этих местах - на Введенской площади. Церковники было против (рядом храм), тогда местные фабриканты составили петицию в защиту немедленного строительства: «Город собирается строить не какой-нибудь балаган, способный возмутить общественную благопристойность, а театр, то есть учреждение, причисленное теперь к числу учреждений образовательных».
В 1903 году народный дом был всё-таки построен и вскоре поставил первый спектакль. Введенский народный дом был единственным муниципальным народным домом в Москве до 1914 года, а его бессменным попечителем был А. А. Бахрушин.



После революции 1917 года народный дом продолжал работать как «рабочий дворец». В 1947 году сюда был перенесен Театр имени Моссовета (площадь стала площадью Журавлева). Для новых постояльцев старое здание было надстроено в стиле позднего сталинского ампира. Новое здание использует старые фундаменты, несущие стены и основу планировки 1903 года. И получилось вот это...



На новом месте театр Моссовета потерял старых зрителей и в итоге в 1959 переехал обратно в центр. Здание было передано Дворцу культуры МЭЛЗ, пик его славы пришелся на 1988 год, когда здесь была премьера Ассы с выступлениями всех звезд русского рока. В 2009 году ДК МЭЛЗ был переименован в «Дворец на Яузе».

Вот такая разная и причудливая судьба трех зданий, стоящих буквально на одном пятачке и выстроенных примерно в одну эпоху. Два других здания - это другие эпохи, и расположены они чуть дальше - в нескольких сотнях метров от "пятачка".

Дом четвертый - "Лужковская" архитектура



Жилой комплекс "Солнечная арка" с аркой высотой 11 этажей на берегу Яузы был сдан строительной компанией мадам Батуриной в конце 2009 года. К сожалению, за исключением цен на квартиры и особенностей инфраструктуры, никаких интересных сведений о нем найти не удалось. Хотя дом, если не спорить о вкусах, очевидно нетривиальный.
Вот такое на нем сбоку архитектурное излишество



Если забраться по наружной лестнице на уровень второго этажа, то открывается вид на квартал, где расположены разнообразные здания Электрозавода.



И последний пятый дом - древнерусской зодчество.



Этот храм заслуживает более подробного рассказа, но я буду краткой.
Храм Покрова в Рубцове появился благодаря тому, что здесь располагался загородный дворец первого Романова - Михаила Федоровича. Царь жил здесь пока обстраивался Кремль после разрушения его поляками. Храм был построен в 1628 году в память отражения гетмана Сагайдачного, едва не взявшего приступом Москву на Покров 1618 года.
Церковь очень красивая и кажется даже древнее своего начала 17 века.

Вот такое путешествие через эпохи и архитектурные стили. Интересное и... грустное. Или только для меня грустное?





Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments