Чукаев Павел (starina_chuk) wrote in moya_moskva,
Чукаев Павел
starina_chuk
moya_moskva

Category:

Ударим рейдом по грузовикам!


На прошлой неделе довелось понаблюдать за проверками автомобилей в рамках профилактического мероприятия «Безопасность», которое с 22 по 31 июля проводила столичная ГИБДД. Рейд этот был направлен в первую очередь на выявление нарушений и неисправностей грузовых автомобилей и, хотя в официальных сообщения Госавтоинспеции напрямую об этом не говорится, даже сами «гаишники» не скрывают, что обратить пристальное внимание на грузовики их заставила ужасная авария под Подольском, где 13 июля груженый щебнем КамАЗ при выезде со второстепенной дороги протаранил рейсовый автобус, унеся жизни 18 человек. Официально общегородские итоги рейда пока не подведены, но после первых дней мероприятия «гаишники» заявляли о том, что техническим нормам не соответствуют 6 из 10 грузовых автомобилей, выезжающих на столичные дороги.

В Зеленограде, где мне и довелось принять опосредованное участие в рейде, за одиннадцать дней проверили более полутора тысяч транспортных средств: 1019 – легковых машин, 438 грузовиков и 191 автобус. Впрочем, надо иметь в виду, что технической проверке подвергались не все автомобили, так как проводить ее имели право только сотрудники МОГТОРЭР, работавшие в связке с инспекторами ДПС. Когда же их не было рядом, «гаишники» ограничивались проверкой документов и соблюдения правил перевозки грузов. В итоге по линии МОГТОРЭР в Зеленограде была запрещена эксплуатация (со снятием номеров) 125 автомобилей, по линии ДПС – 44.
В неформальном общении «гаишники» не склонны драматизировать ситуацию. Говорят, что, в основном, грузовики все-таки в приличном состоянии. Да и самое серьезное нарушение, выявленное в том же Зеленограде в ходе рейда «Безопасность», оказалось связано не с техническим состоянием автомобиля, а с личностью водителя: 28-летний житель Ставропольского края управлял автомобилем ЗИЛ, будучи лишенным прав, да к тому же предъявил полицейским поддельное водительское удостоверение.


Технический осмотр автомобиля на дороге должен включать в себя проверку работы и состояния практически всех его систем: двигателя, рулевого управления, тормозной системы, световых приборов... Покрышки автомобиля не должны быть слишком изношены и иметь надрывов. Кроме того, производятся замеры на дымность и при необходимости светопропускаемости лобового и передних боковых стекол. Это теоретически. На практике посмотреть на это мне толком не удалось. Когда я прибыл на оговоренное место на пересечении Кутузовского шоссе, улицы Радио и проезда 657, сотрудник МОГТОРЭРа оформлял документы по уже выявленным неисправностям. Пока он это делал, «прикрывавший» его экипаж ДПС вызвали на какие-то учения. Другие патрульные экипажи разъехались на оформление ДТП, и выяснилось, что тормозить машины для технической проверки некому – делать это самостоятельно сотрудник МОГТОРЭРа права не имел. Когда же я приезжал на место проверки во второй раз, там были инспекторы ДПС, но не было сотрудника МОГТОРЭРа. :)
В общем, удалось посмотреть лишь на то, как выглядит проверка автомобиля на дымность. Для измерения степени дымности используется специальный прибор — дымометр, на первый взгляд напоминающий кочергу с пультом на веревочке.



Работает он следующим образом: конец «кочерги», на котором расположен датчик, вставляется в выхлопную трубу, водитель жмет на газ, чтобы увеличить объем выхлопа, и вскоре прибор, соединенный с обратным концом дымометра, выдает свое заключение.



У этого самосвала с щебнем показатель незначительно превысил максимально допустимую норму — 3,19 процента вместо разрешенных трех. Нарушение грозит водителю штрафом в 100 рублей и запретом на эксплуатацию транспортного средства, сопровождающимся снятием номерных знаков. Правда, запрета на эксплуатацию можно избежать, если устранить неисправность на месте.


Водитель и по совместительству владелец КамАЗа этого делать не собирался — сокрушался, что нет с собой нужного инструмента.
— Пойду в гараж сдэлаю, фильтры надо менять, кое-что рэгулировать, — объяснил он с колоритным кавказским акцентом. Теперь водитель должен был проследовать к месту ремонта, а вернуть номера он сможет только после того, как приедет на этом автомобиле в МОГТОРЭР и успешно пройдет там еще одну проверку.
На вопрос о том, следит ли он за состоянием своего автомобиля, шофер, кажется, обиделся.
— Конэчно, слежу! Как можно не следить?! У меня же семья, дети. Надо о них думать, о других думать. Что будэт, если никто не будэт следить?!


Впрочем, кроме превышения уровня дымности, никаких претензий к состоянию самосвала у «гаишников» не было. Похожая ситуация наблюдалась и с другим КамАЗом — свой четвертьвековой юбилей этот грузовик-манипулятор готовится встретить в хорошей «физической форме».


Правда, один недостаток автоинспекторы все-таки выявили: одна из покрышек на заднем правом колесе грузовика — лысая.
— Только вчера резина лопнуль, поставили, что быль, новую не успели купить, — оправдывался водитель с узбекскими правами.


Это нарушение влечет менее серьезную ответственность — штраф в 100 рублей без запрета на эксплуатацию транспортного средства. Хотя КамАЗ принадлежит не ему, штраф выписывается на шофера. Все дело в том, что владелец грузовика — частное лицо. Вот если бы машина принадлежала какой-то фирме, автоинспекторы составили бы протокол на механика. Впрочем, по словам «гаишников», подавляющее большинство грузовиков — именно частны. А те, что принадлежат зеленоградским организациям, как правило, неисправностей не имеют.


Не обошлось и без проблем с документами. У этой «Газели» оказались просроченные на десять дней транзитные номера. Водитель божился, что машину починил накануне, а до этого она сломалась сразу после покупки — не успев доехать до гаража. Впрочем, автоинспекторам он попался в тот момент, когда ехал в сторону, противоположную от расположения МОГТОРЭР, да еще и с грузом. Не похоже, чтобы он собирался регистрировать машину в этот день.


К слову, к известной мебельной фабрике, логотип которой нанесен на тент «Газели», полуторка уже никакого отношения не имеет. Ее новый владелец наказан штрафом в 300 рублей.


Несмотря на то, что рейд был направлен, в основном, на грузовики, автоинспекторы останавливали и автобусы с микроавтобусами, и легковушки. Основной критерий для остановки — «раздолбанный» внешний вид.


Эта «четверка» лишилась номеров из-за проблем с рулевым управлением — на техническом языке это называется перемещением деталей и узлов, не предусмотренным заводом-изготовителем. Инспектор МОГТОРЭРа выписал водителю постановление о штрафе в 300 рублей и составил протокол о запрете на эксплуатацию, с которым машина, по идее, может проследовать только к месту ремонта.


Вообще, мероприятие оставило противоречивое впечатление. С одной стороны – «показуха», «вот если бы так каждый день работали» и «зашевелились только после трагедии». С другой стороны, какой-то контроль, конечно, нужен – понятно, что система ТО не может исключить технических нарушений. И в то же время, эффективность проверок вызывает вопросы, но не из-за действий «гаишников», а из-за предусмотренных законодательством санкций. За превышение уровня дымности – снятие номеров, а за лысую резину – штраф 100 рублей и езжай на все четыре стороны. Или вот в рамках этого же рейда остановили в Зеленограде таджика на списанной в утиль незарегистрированной «копейке» – без прав и документов на машину (фото – ниже, не мои). Ну, то есть вообще безо всего. Результат – два штрафа общей суммой не больше 900 рублей. Ну, еще его в ОВД для дальнейшей проверки доставили. Но если у самого с документами все в порядке окажется, то что – езжай дальше, что ли, пока еще раз не остановят?! В общем, чем ближе знакомлюсь с работой рядовых «гаишников», тем больше мне кажется, что наши проблемы на дорогах связаны не столько с ними, сколько с отсутствием нормальных правовых норм в этой сфере.


Другие мои материалы транспортной тематики:
Tags: транспорт
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments