Это может быть, не самое красивое фото стало для меня метафорой экскурсии, о которой я рассказываю. Над церковью Успения Богородицы что на Успенском вражке (построена в XIX веке, ее "предшественница" на том же месте дала название всему району) высится громада жилого дома Союза композиторов, построенного в 50-е годы. В этом доме и его ближайших окрестностях жили столько выдающихся представителей творческой интеллигенции, что памятникам и мемориальным доскам тесновато... А на заднем плане угадывается офисный центр (который напротив Телеграфа) с огромным Макдональдсом (если мне не изменяет память - вторым в Москве) внизу. Вот так все переплетается.
В этих местах я снимала и раньше, поэтому не удивляйтесь нескольким весенним фото.
Но начнем мы оттуда, где закончили первую часть.
В этом симпатичном особнячке с ухоженным двориком - офис продаж Валентина Юдашкина
А совсем рядом - англиканский собор, я про него уже рассказывала и показывала
Раньше не знала любопытных подробностей судьбы собора. После революции здесь были коммуналки, а потом решили воспользоваться великолепной акустикой и разместили студию звукозаписи фирмы "Мелодия" (мое поколение знает, что это был практически единственный в СССР производитель пластинок). В частности, здесь "за одну ночь и две бутылки" была записана фонограмма к мультфильму "Бременские музыканты" (бутылки понадобились, потому что запись шла по линии не "Мелодии", а "Союзмультфильма", не располагавшего подходящей студией). В 90-е годы во время визита английской королевы в Москву она попросила Ельцина вернуть здание верующим, и просьба королевы была выполнена.
Вид на дом священника при соборе
В этом домике (Вознесенский переулок, 9) состоялось чтение "Горя от ума". Почти 200 лет прошло...
В небольшом скверике между домами 8 и 10 по Брюсову переулку памятникам тесно. Самый маленький и загадочный из них называется "Весть"
Установлен памятник в 90-е годы, его автор - скульптор А.Лягин. Вот как он описывает свой замысел: "Это всегда необъяснимо, что-то померещилось, что-то запомнилось, о чем-то подумалось, возникло видение... Замысел приходит почти ниоткуда. Делаешь что-то одно, вдруг приходит в голову ассоциация, возникает какой-то неопределенный символ, он уточняется, становится четче, реальнее. Так у меня возникла работа "Весть"... Ангел сидит на льве. Лев - царь зверей, символ плотского. Ангел - символ духовности. Появилась композиция, в которой я как автор решал для себя вопросы бытия и миропорядка."
Самый монументальный памятник - Муслиму Магомаеву. Певец жил здесь, а за памятником находится посольство Азербайджана (мы его видели в первой части). Памятник открыт в сентябре 2011 года. Скульптор Александр Рукавишников. Здесь всегда цветы - от авторитетных представителей азербайджанской диаспоры в Москве - поклонников Магомаева.
Совсем рядом - памятник Мстиславу Ростроповичу. Его автор - тоже Рукавишников
Мне кажется, что сбоку этот памятник выглядит довольно нестандартно. Сразу вспоминается посадка Достоевского у Ленинской библиотеки работы все того же Рукавишникова.
В первый раз мы были здесь через несколько дней после открытия памятника, которое состоялось 31 марта 2012 года. Смотрите сколько цветов. А сейчас, в отличие от Магомаева, пусто... Грустно.
Рядом с памятником начинается громада жилого дома Союза композиторов. История заселения этого дома красочно описана в воспоминаниях жены М.Ростроповича Галины Вишневской (увы, и ее уже нет в живых...).
Прямо во дворе - еще один памятник - Араму Хачатуряну, много лет возглавлявшему Союз композиторов (подробнее о памятнике и больше фото - в записи, посвященной автору памятника, Георгию Франгуляну
А на доме тесно от мемориальных досок. Шостакович
Очень необычна доска в память Арно Бабаджаняна
На этом "пятачке" пересеклись дома разных эпох. Вот современный жилой дом
А вот передвинутый особняк начала XIX века (Брюсов переулок, 21). Этот роскошный фасад выходил на Тверскую
А между громадами Дома композиторов и линии Тверской вдруг оказывается зажат маленький тихий неказистый дворик - конца XVIII века (усадьба князя Черкасского, Тверская 9А). И контраст между двориком и помпезностью его окружения возможно оказался самым сильным впечатлением экскурсии. Поэтому здесь мы и закончим, хотя дальше было тоже немало интересного; но обессиленная, я почти не снимала.