Действие бессмертного Булгаковского романа четко привязано к местам, в описаниях которых писатель очень конкретен, и поэтому специалистам удалось определить большинство из них, которые я и связала в единую экскурсию. Это вторая ее версия, объединившая многочисленные посты с фрагментами большого маршрута. Возможно вы пройдете маршрут целиком, возможно что-то пропустите или довольствуетесь каким-то участком - выбор за вами.
Составляя маршрут, я стремилась, чтобы он примерно соответствовал сюжету романа: начать там, где он начинался, кончить тоже. К сожалению, тогда пришлось бы много возвращаться, поэтому получившийся вариант— компромисс между сюжетом и географией Московских улиц. Большинство фотографий сделаны в начале мая, в предпасхальную неделю, то есть, в то же время, что и в романе. Город правда не был в этом году в хорошо знакомом нам состоянии, когда "солнце, раскалив Москву, в сухом тумане валилось куда-то за Садовое кольцо", но весна была ранней и буйной, так что состояние души и погоды примерно соответствовало тому самому, нужному.
Но хватит предисловий. "За мной, читатель!"
Основная траектория: Метро Маяковская — Б.Садовая ул. — сад Аквариум (здесь было Варьете) — Б.Садовая, д.10 (во дворе — нехорошая квартира и музей Булгакова) — Ермолаевский пер. — Патриаршие пруды (без комментариев) — Б.Патриарший пер. — Спиридоновка (путь погони Бездомного за Воландом и его свитой, д.17 — один из кандидатов на дом Маргариты) — площадь Никитских ворот — по Тверскому бульвару до дома 25 (Массолит) и обратно - Тверская улица - Большой Гнездниковский переулок (здесь встретились Мастер и Маргарита) - вернуться к площади Никитских ворот (можно это ответвление пропустить) — Б.Никитская ул. — Ножовый пер. — Малый Ржевский пер., д.6 (лучший на мой вкус кандидат на дом Маргариты) — Б.Ржевский пер. — ул. М.Молчановка (двор дома 10 — 3 скульптуры Рукавишникова к памятнику героям романа) — перейти Новый Арбат — Арбатский пер. — Арбат — Свернуть в Б.Николопесковский пер. (здесь летала Маргарита и громила Дом Драмлита) — Арбат, 54 (Торгсин) — Денежный пер. — М.Левшинский пер. — Мансуровский пер, д.9 (дом Мастера и наверное примерно этим же путем ходила к нему Маргарита — а может и соседними переулками) — Остоженка, д.21 (самый красивый кандидат на дом Маргариты) — 1-й Зачатьевский переулок, д.13 (здесь Бездомный искал Воланда, это мое личное отнесение, в отличие от прочих, найденных в разных источниках) — Пречистенская набережная (здесь купался Бездомный) — дойти до метро Кропоткинская, доехать до станции Воробьевы горы и подняться по канатной дороге к обзорной площадки — вид на Москву с Воробьевых гор (Прощайте!), либо (более короткий вариант) вид на Москву с Патриаршего моста
Начинаем от станции метро "Маяковская" (угол Тверской и Б.Садовой улицы). Наш первый объект по Б.Садовой — сад "Аквариум" здесь находилось Варьете и расправлялась с Варенухой свита Воланда (подробнее первая часть маршрута .
Следующий адрес — знаменитая "нехорошая квартира" (Б.Садовая, д.10, пройти совсем немного по Б.Садовой и свернуть во двор по указателю).
Не зря именно там стремился поселиться Воланд — от Варьете рукой подать. Классический Московский колодцеобразный двор. Почти сразу взгляд падает на скульптуру Коровьева с Бегемотом другие Булгаковские атрибуты, оформляющие вход в Культурный центр «Булгаковский дом».
Тем не менее, Воланд жил не здесь, а в квартире, которая находится в следующем подъезде на четвертом этаже. Ведет туда лестница, которая сама по себе является культурным феноменом. Вот мои первые впечатления оттуда.
"...В этом подъезде побывать нужно. Уже забытый колодец старых московских лестниц исписан плотными слоями. Здесь и Цой, и Диана Арбенина и классические надписи по типу "здесь был Вася" и "Боги, боги, как грустна наша жизнь" и стихи (по-видимому собственные) и черный котище, нарисованный на окне. В общем, четыре этажа мы пробираемся между "говорящими стенами", насыщенными духом того, что народ хотел сказать перед лицом героев романа. Последний штрих — бомж, спящий посередине последнего лестничного пролета."
Лестница периодически закрашивается, а потом изрисовывается снова. А в квартире находится Государственный музей Булгакова
Дальше мы возвращаемся к началу романа и направляемся на Патриаршие пруды, которые совсем рядом.
Ну что сказать про Патриаршие? Наверное все уже сказал Булгаков. Можно просто пройтись и попытаться представить, где же стояла та самая лавочка, где рассказывал о Понтии Пилате Воланд, и где со стороны Бронной был тот самый турникет, около которого Аннушка пролила масло.
Обходим пруд и по БольшомуПатриаршему переулку выходим на Спиридоновку. Здесь, догоняя Воланда, бежал по Спиридоновке Бездомный и он же в эпилоге "через Спиридоновку с пустыми и незрячими глазами идет в арбатские переулки".
Здесь обращаем внимание на дом 17 — особняк Саввы Морозова (архитектор Шехтель) - первый на нашем пути "кандидат" на дом Маргариты. Вообще что-то странное творится с домом Маргариты: ни один из вариантов не подходит полностью, а ведь именно про него Булгаков писал: "Пусть обратится ко мне, я скажу ему адрес, укажу дорогу — особняк цел еще до сих пор". Многочисленность "кандидатов" на дом Маргариты и недостатки каждого из них заставляют думать, что возможно до наших дней он не уцелел. Тем не менее, каждый из "кандидатов" по своему интересен и красив.
С сюжетом романа косвенно пересекается и Особняк Рябушинских в начале Спиридоновки, он же - музей М.Горького. Сюда поучительно заглянуть непосредственно после музея Булгакова, чтобы сравнить условия жизни советских писателей.
Спиридоновка приводит нас к площади Никитских ворот. Дальше пути Воланда и его спутников разделились, соответственно разветвляются и возможные маршруты. Можно пройти по Большой Никитской к Александровскому саду (именно так, судя по тексту, Бездомный гнался за Воландом), где беседовал с Маргаритой Азазелло, и вернуться на Арбатскую площадь по Знаменке, кинув взгляд на стоящее на углу Моховой и Знаменки здание дома Пашкова, "одного из самых красивых зданий в Москве, здания, построенного около полутораста лет назад", на каменной террасе на крыше которого в последних главах романа наблюдал за сгущающейся грозой Воланд и куда приходил к нему Левий Матфей. Можно от Никитской площади пройти по Никитскому бульвару до Арбатской площади (туда уехал на трамвае Коровьев). Но наш маршрут сделает небольшое ответвление и пойдет по другому бульвару - Тверскому (возможно именно так поехал на подножке трамвая Бегемот).
Доходим до дома 25: "старинный двухэтажный дом кремового цвета помещался на бульварном кольце в глубине чахлого сада, отделенного от тротуара кольца резною чугунной решеткой".
Сейчас это здание Литературного института, а в романе — Дом Грибоедова, или МАССОЛИТ. Кстати, еще одна возможность приблизиться к МАССОЛИТовскому духу — поообедать в знаменитом дубовом зале ресторана современного Дома Литераторов — ЦДЛ, Б.Никитская, д.53 — куда, сколько знаю, сейчас пускают всех желающих.
От Тверского бульвара выходим на Тверскую, проходим по ней совсем немного и сворачиваем в Большой Гнездниковский переулок. Именно здесь состоялась встреча Мастера и Маргариты (помните: "Она повернула с Тверской в переулок и тут обернулась... Мы шли по кривому, скучному переулку безмолвно"). И мы пройдем этот путь по искривляющемуся переулку.
Вернувшись к площади Никитских ворот, продолжаем маршрут, повторяя путь Бездомного в эпилоге — по Большой Никитской улице до Ножового переулка и дальше в Малый Ржевский переулок, д.6 — именно здесь находится самый подходящий (на мой субъективный взгляд) "кандидат" на дом Маргариты ( подробнее эта часть маршрута.
Жаль, что появившаяся много после Булгакова "вставная челюсть" Нового Арбата уже не дает возможности проследить путь полета Маргариты. Поэтому хочется по возможности быстрее миновать его, как досадное препятствие на Булгаковском маршруте. Однако на подступах к Новому Арбату есть еще один объект, заслуживающий внимания. "На задворках" магазина Дом Книги на Новом Арбате (двор дома №10 по ул. Малая Молчановка) находятся скульптуры - работы Александра Рукавишникова, фрагменты несостоявшегося памятника Булгакову и героям его романа (см. также верхнее фото)
Дальше пересекаем Новый Арбат по подземному переходу около Дома Книги и выходим на Арбат. Арбат сегодня отлакирован и набит питательно-развлекательными заведениями, мало что роднит его с тем Арбатом, где "под Маргаритой плыли крыши автобусов, троллейбусов и легковых машин". Одннако мы пройдем его почти весь, потому что стоит свернуть в Большой Николопесковский переулок. Именно здесь летала Маргарита и здесь в Доме Драмлита она громила квартиру Латунского.
Правда по данным литературоведов, сама "роскошная громада восьмиэтажного, видимо, только что построенного дома" перенесена фантазией Булгакова из Лаврушинского переулка (д.17 , р-н метро Третьяковская).
А в доме 54 по Арбату находился Торгсин, где состоялись последние московские похождения Коровьева и Бегемота.
Дальнейший маршрут строго не фиксирован, потому что выйти с Арбата на Пречистенку можно разными путями. Арбатские переулки неплохо сохранились, можно поплутать по ним, пытаясь представить себе пути погони Бездомного за Воландом (мы опять к нему возвращаемся) и пути других булгаковских героев. Выйдя на Пречистенку, нужно перейти ее и по Мансуровскому переулку выйти к одному из самых интересных мест на маршруте. Дом 9 — дом Мастера, те самые "две комнаты в подвале маленького домика в садике" ( подробнее эта часть маршрута.
По Мансуровскому переулку выходим на Остоженку и проходим немного налево, до дома 21. Это последний и на мой вкус самый подходящий по архитектуре "кандидат" на дом Маргариты. Небольшой и очень красивый дом действительно напоминает маленький готический замок, а в большом полукруглом окне второго этажа так легко представить Маргариту.
Дальше стоит пройти до конца путь погони Бездомного и найти дом 13 в переулке, описанном, как "унылый, гадкий и скупо освещенный", где в квартире 47 тот пытался найти Воланда. Из всех оставшихся на сегодня тринадцатых домов в переулках, ведущих к Москве-реке, наиболее подходящим мне показался дом в 1-м Зачатьевском переулке, построенный в 20-е годы 20 века.
Переулком можно выйти к реке, где купался Бездомный. Спуска к воде сейчас нет, но сама река и вид на фабрику Красный Октябрь почти такие же, как в те времена.
Если еще остался энтузиазм, можно закончить прогулку там же, где прощаются с Москвой ее герои: дойти до метро Кропоткинская, доехать до Воробьевых гор и подняться на канатке на обзорную площадку.
Здесь, на Воробьевых горах, прощались с городом Воланд со свитой и Мастер с Маргаритой и издавал свой свист Коровьев. Вы, как и они, увидите "пряничные башни Девичьего (Новодевичьего) монастыря".
Гляньте и вы на город, приобретший со времен Булгакова уже совсем иной облик, где за современными зданиями скрыты те улицы и переулки, по которым ходили наши герои.
Если у вас уже нет сил или времени добираться до Воробьевых гор, можно попрощаться с Москвой с Патриаршего моста. Правда его не было во времена Булгакова, но глядя на кремлевские стены, на исезнувший и возродившийся в новом обличье Храм Христа Спасителя, на разнокалиберные дома и спокойную реку - глядя на все это, так и хочется сказать словами Воланда: "Какой интересный город, не правда ли?"
Предыдущая версия этой экскурсии
Атмосферная прогулка по местам Мастера и Маргариты - весна, солнце, реинкарнации героев (?)
Нерешенной для меня загадкой остается местонахождение психиатрической больницы, где лежал Бездомный — "знаменитая психиатрическая клиника, недавно отстроенная под Москвой на берегу реки" — неизвестно. Слыхала, что называли "кандидата" в Химках, но подробностей не знаю. Также по своему статусу подходит больница им.Ганнушкина в Сокольниках, на берегу Яузы, она же — научно-исследовательский Институт психиатрии. Однако это во времена Булгакова было далеко не "под Москвой".