Владимир (foto_programmer) wrote in moya_moskva,
Владимир
foto_programmer
moya_moskva

Categories:

Серебряный век в бронзе (История одного дома)

Оригинал взят у foto_programmer в Серебряный век в бронзе (История одного дома)
Рассказ из цикла «История одного дома». На прошлой неделе я рассказывал о «Самом секретном доме», а сегодня прогуляемся по Большой Ордынке. Дом № 17.



«Так дремлет мраморная «ночь» на флорентийском саркофаге. Она дремлет, но это полусон ясновидящей», – писал Николай Харджиев о портрете Анны Ахматовой, выполненном Амедео Модильяни. Теперь совместными стараниями культурного центра «Куманское подворье», управы «Замоскворечье», префектуры Центрального округа Москвы и скульптора Владимира Суровцева легкий модильяниевский рисунок отлит в бронзе и водружен на тяжелый гранитный постамент. Ни в каком сне (и даже полусне) Ахматовой не привиделось бы, что памятник ей будет открыт в годовщину октябрьского переворота. Место выбрано удачно – двор дома № 17 по Большой Ордынке, где жили Ардовы и где Ахматова часто останавливалась, бывая в Москве. А вот соседство ее ожидает довольно странное. В рамках проекта «Ордынка – Серебряный век» в «парке поэтической скульптуры», кроме памятников Олеше, Зощенко и Пастернаку, будут установлены скульптурные композиции, посвященные Достоевскому, Лидии Руслановой, Бродскому и даже Высоцкому. Все бы неплохо. Слегка обескураживает лишь столь безразмерное представление создателей проекта о Серебряном веке.

Журнал Итоги. – 2000.- № 46



Да, все так: в этом доме, в гостях у Ардовых бывали Михаил Зощенко, Юрий Олеша, Борис Пастернак, Иосиф Бродский, Марина Цветаева..

На ироническом замечании журналистов «Итогов» по поводу Серебряного века я остановлюсь чуть позже, а пока пару слов об поэтессе, последней в этом неполном перечислении.

Как известно, А. А. Ахатова и М.И. Цветаева встретились всего один раз. Где же произошла эта встреча в июне 1941 года? Да, в этом самом доме, у В.Е. Ардова.



В.Е. Ардов вспоминает, что встреча была волнительная: поэты уединились в небольшой комнатке Анны Андреевны, комнатка эта была всего 7 кв. метров, и проговорили два часа. О чем они говорили, неизвестно, но вышли «не глядя друг на друга». Встреча, которую ждали много лет, обернулась разочарованием. От нее обе ожидали большего, но, видимо, и обе перегорели, и время было не самое лучшее - Цветаева вернулась на родину, где лишились свободы ее дочь и муж, и уже через год покончила с собой.

А теперь к Достоевскому и серебряному веку. Действительно, какое отношение имеет Федор Михайлович к этому дому? Оказывается, имеет, и непосредственное.



Секрет вот в чем. По внешнему виду архитектура дома – образец конструктивизма 30-х годов прошлого века, одни агрессивные очертания балконов чего стоят! Но на самом деле, это внешняя оболочка, которая скрывает другой, внутренний дом. До "пластической операции" – это усадьба купцов Куманиных, построенная в конце 18-го века. Жена Александра Куманина – сестра матери Фёдора Достоевского, он в детстве у своей тётки жил какое-то время, в 1830-х годах. Некоторые литературоведы даже считают, что эта усадьба стала прототипом дома Парфёна Рогожина из романа «Идиот».



Помните то место из романа, где князь Мышкин переходит по ступенькам из одной части дома Рогожина в другую:


Перестав колебаться, он отворил стеклянную дверь, которая шумно за ним захлопнулась, и стал всходить по парадной лестнице во второй этаж. Лестница была темная; каменная, грубого устройства, а стены ее окрашены красною краской. Он знал, что Рогожин с матерью и братом занимает весь второй этаж этого скучного дома. Отворивший князю человек провел его без доклада и вел долго; проходили они и одну парадную залу, которой стены были "под мрамор", со штучным дубовым полом и с мебелью двадцатых годов, грубою и тяжеловесною, проходили и какие-то маленькие клетушки, делая крючки и зигзаги, поднимаясь на две, на три ступени и на столько же спускаясь вниз, и наконец постучались в одну дверь.


Так вот, такой точно переход со ступеньками есть в бывшем купеческом особняке. А с учетом того, что Федор Михайлович жил в этом доме, то вполне возможно, что он взял элементы интерьера для своего знаменитого романа.



Хотя основное действие произведения происходит в Петербурге и Павловске, есть еще один дом в Москве, который любопытным образом связан с романом «Идиот», но о нем я расскажу в следующий раз.



___________________

Ссылки по теме:

Михаил Ардов. Вокруг Ордынки. Портреты.
http://magazines.russ.ru/novyi_mi/1999/5/ardov.html

Воспоминания Виктора Ардова
http://www.akhmatova.org/articles/ardov.htm


Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments