
Богатство обязывает — в этих двух словах заключена основа старообрядческой благотворительности, явления практически неизученного, неизвестного, неведомого, но напрямую связанного со специфическим старообрядческим мировидением.
Прежде чем прейдем к самой общине, посмотрим на больницу в стиле «Московского модерна», постройка 1912 года, архитектора Лев Кекушев. Здание выходит фасадом на Преображенский вал, а кирпичная стена мастерских при больнице тянется вдоль вала и закрывает собой вид на «крепостную стену» монастыря и надвратный корпус.
Впрочем, на самом деле это не монастырь. Преображенский старообрядческий богаделенный дом, так правильно называется, но часто называют Преображенским старообрядческим монастырем, что не совсем верно.
С виду это и правда монастырь, но у беспоповцев они называются богаделенными домами. А чуть далее находится единоверческий Никольский монастырь, но его мы посетим в следующий раз, в третьей части нашей прогулки по Преображенке.
1771 год, в Москве случилась эпидемия чумы. Илья Ковылин, бывший дворовый человек Голицыных, записавшийся в купечество, а незадолго до этого перешедший в староверие, написал прошение генерал-губернатору о разрешении открытия карантина возле Преображенской заставы. Разрешение было получено, карантин был открыт, сюда потянулся народ, кормили здесь неплохо. А в Москве чувствовался уже голод, подвоза-то продуктов не было, дороги перекрыты – эпидемия.
Много народа, видя доброту старообрядцев перешли в ту пору в Федосеевское согласие. Здесь же, с разрешения Екатерины-II было устроено и старообрядческое Преображенское кладбище. Точно так же, как вокруг Рогожского кладбища, созданного в то же время, сформировался центр поповского согласия, здесь сформировался центр беспоповского согласия. Началось строительство богаделенного дома – сперва одной половины, которая до начала 19 в. была общей женской и мужской. В 1804-1806 г. была построена женская половина. Не все сохранилось, но большая часть построек дожила до наших дней. В том числе часть стен, кладбище и обе половины богаделенного дома. Напротив, через дорогу, расположен Ковылинский переулок – в память об основателе богаделенного дома.
А тем временем мы подошли к мрачноватому зданию темно-красного кирпича, это больница, о которой я говорил вначале. Последняя по времени работа Льва Кекушева. Строилась на средства старообрядцев, в годы Первой мировой войны здесь был военный лазарет.
02

03

Давайте обойдем двор больницы. Здания эти необитаемые, вывески 60-х годов, всё в заброшенном состоянии. Всё что осталось от лечебно-производственных мастерских диспансера Куйбышевского района.
04

05

06

07

Сквозь асфальт проросла трава.
08

Кусты и деревья стыдливо скрывают собой эту разруху. Живая изгородь делит двор на две неравные части. Здесь, во второй большей по размеру части, которая принадлежит не детскому диспансеру, а старообрядческой общине - совсем другой вид, здесь другая жизнь. Трава подстрижена, брусчатка ровная, фасады отреставрированы.
09

Это Преображенский кремль, как его порой называли старообрядцы. Врата до 1930 года выглядели совершенно по-другому. В начале прошлого века врата украшали знаменитые «львиные ворота». Когда-то эти ворота стояли в Кремле, затем белокаменные детали были перевезены сюда. В 30-е годы эти львы были демонтированы и перевезены в Коломенское. Хранятся там в музее (современный корпус при входе в парк).
10

11

12

Ограда с башнями по краям. Часть ограды была уничтожена, и до сих пор не восстановлена. На мужской половине была построена Успенская церковь по проекту архитектора Федора Соколова.
13

Одна из башен Преображенского богаделенного дома
14

А мы пройдем дальше, посмотрим единоверческий Никольский монастырь.
__________________________________________________
Литература:
- Глава из книги «Преображенское: Века. События. Портреты:250 лет Преображенскому в составе Москвы»
http://www.pavel-prusskiy.ru/lib/preob_veka.html
- Статья «Богатство обязывает» на сайте
http://www.vrns.ru/society/1822/#.U6m1cUOuhEY