Обычная для Кавказа мушмула до сих пор в Москве почти не встречается. Люди, в большинстве даже не знают, что это такое.
В советские времена на московских рынках редко можно было встретить кинзу или базилик. А сейчас их продают даже в супермаркетах.
Люди не покупают те продукты, фрукты, овощи, которых они не знают. Если ягоды шелковицы сложно хранить и перевозить – поэтому их редко можно попробовать там, где не растёт тутовое дерево, то широкому употреблению, скажем, батата (который можно завозить из Китая в неограниченных объёмах), мешает только то, что российское население не знает, что это такое и с чем его едят.
Иногда я сталкиваюсь с попытками внедрения каких-то новых для россиян (или конкретно москвичей) продуктов. Помню, лет, наверное, 10 назад на меня произвела впечатление рекламная компания по внедрению в рацион моих земляков фуа-гра и рукколы. Помню, во всех глянцевых журналах постоянно мелькали эти два слова. Пишут о бракосочетании кинозвезды – и обязательно упомянут, что гостям подавали эти лакомства. Пишут о поездке на другой конец света – там тоже все завтракают рукколой, а обедают фуагрой. И так далее. Выглядело это, на мой взгляд, откровенно топорно и глупо. Но, думаю, всё равно работало. К тому же, всё ещё сопровождалось истерикой в духе «опасайтесь подделок». Мол, настоящую рукколу умеют выращивать только в Италии, а если вы начнёте знакомство с таким изысканным продуктом с подмосковной подделки – вас ждёт глубокое разочарование и многолетняя депрессия. Так что, приходите в наш ресторан – у нас только настоящая итальянская руккола, которую каждый день привозят из Рима утренним самолётом.
Понимаю, что всё это было затеяно вовсе не для расширения гастрономического кругозора соплеменников – и всю эту рекламную «джинсу» кто-то оплачивал. Интересно только, кто? Какая-нибудь ассоциация рестораторов? Других вариантов мне в голову не приходит.