Владимир (foto_programmer) wrote in moya_moskva,
Владимир
foto_programmer
moya_moskva

Category:

От Красных ворот до Трёх вокзалов

Оригинал взят у foto_programmer в От Красных ворот до Трёх вокзалов
Жара к вечеру спала, можно пройтись пешком от метро Красные ворота до площади Трех вокзалов. Я уверен, на пути нам встретится не мало любопытного.

01. Нет, это не начало. Это как раз финальная точка путешествия.

А начало у нас на Садовом кольце около метро Красные ворота. Сейчас нырнем в подземный переход и..

02. Подойдем к заданию с башенкой и часами. Ранее здесь располагалось министерство путей сообщение, а ныне - ОАО "Российские железные дороги". Можно, конечно, попытаться зайти в подъезд, там довольно пышный интерьер. Люстры, мраморные колонны, а в нише даже установлен флаг триколор, он в стеклянной пирамиде спрятан. Напротив сидят два охранника, и истошно кричат и машут руками, делая круглые глаза на фотик: - Администрррративное здание! Здесь вам не тут! Здание администрррративное!

Ну ладно, ладно, что так кричать-то, не очень-то и хотелось снимать вашу люстру. Только вот сниму ваш конструктивизм с этого ракурса... Что вы говорите, и здесь нельзя? Ага, ну мы тогда пойдем дальше, впереди у нас веселенькая зеленая усадьба.


03. Улица Новая Басманная. Московский дом национальностей сегодня находится в этих постройках. А что же здесь было раньше? О, у этой городской усадьбы богатая история.

Бывшая Куракинская богадельня XVIII века, возможно архитктор М. Ф. Казаков. Богадельная перестроена в 1902 году по проекту архитектора М. С. Шуцмана. Построена по принципу и подобию Дома инвалидов в Париже.

Действительно, если сравнить два собора: в Доме инвалидов в Париже и Никольскую церковь в богадельне, то они разительно похожи. Но где же эта Никольская церковь? А её сломали в 30-е годы. Она стояла в центе парадного двора и была соединена с домом.


04. Строительство шло в 1731 – 1742 годах, то есть памятник принадлежит эпохе аннинского барокко, и лишь завершение работ пришлось на царствование Елизаветы. Сохранившийся П-образный корпус госпиталя выполнен в сдержанно-барочных формах.


05. Второй этаж надстроен позднее, он выделен другим цветом.


06. Напротив - поликлиника МПС (РЖД), 1932, архитектор Н. Петров (по другим источникам, А. Д. Тарле или И. А. Фомин).
Во дворе есть колоннада. В то время было модно делать проекты, на которые нужно было смотреть в плане, сверху. На ум приходят павильон метро на Арбатской площади или здание театра Советской армии на Суворовской площади. С самолёта разве что смотреть, а может было рассчитано на дирижабли.

Это редкий для Москвы пример архитектуры ар-деко, еще один дом выполненный  в концепции "пролетарской классики" мы увидим в конце нашей прогулки.

Рядом стоит модернизм конца советского периода.


07. В 1790-е годы по соседству с богадельней был выстроен каменный жилой дом князей Куракиныхю Прекрасный образец классицизма с пилястровым портиком и скульптурой на фасаде, возможно, возведен по проекту выдающегося московского зодчего М.Ф. Казакова.Особняк Куракиных – один из немногих сохранившихся «геральдических» домов Москвы: в тимпане фронтона виден герб князей Куракиных в окружении геральдических фигур и военных атрибутов.


08. С мостика через железную дорогу хорошо можно рассмотреть доходный дом Басманного Товарищества.

Выстроен в 1913 году перед Первой мировой войной архитектором Адольфом Зелигсоном. Зелигсон создал величественную псевдоготическую стилизацию, удачно вписав традиционные декоративные мотивы в мощный объем здания. Доходный дом Басманного товарищества являлся самым богатым домом на Новой Басманной улице, и предназначался для очень состоятельных жильцов. В подъездах висели дорогие люстры, квартиры имели индивидуальную планировку и весьма богатую отделку.


09. С 1935 по 1948 в доме жил и работал поэт-песенник А. И. Фатьянов, автор послевоенных хитов "Первым делом, первым делом самолёты", "В городском саду играет духовой оркестр", Слова из песни "Где же вы теперь, друзья-однополчане?" начертаны на мемориальной доске, которая установлена слева от входа на срезанном торце здания.


10. С 1921 по 1925 годы здесь жил венгерский писатель Мате Залка. Довольно колоритная личность, он был заведующим домом - "Швондером"  и по характеру и по должности. В конце 30-х годов воевал в Испании под именем генерала Лукача.


11. В основе архитектуры храма святых апостолов Петра и Павла рисунок Петра-I.


12. Отличительным признаком храма типа "иже под колоколы" является то, что ярус звона в нём сооружается над помещением храма. Церкви иже под колоколы - оригинальные сооружения, свойственные лишь Древней Руси и не имеющие аналогов на Западе.


13. Храм закрыли в 1935 г. Здание церкви передавалось Управлению Московской областной милиции для склада военно-хозяйственного имущества.
В 1992 г. распоряжением Правительства Москвы храм св. апп. Петра и Павла возвращен верующим.


14. Еще раз окинем взглядом Новую Басманную и перейдем ближе к Комсомольской площади.


15. Комсомольская площадь. На этой фотке три объекта. о которых поговорим. Слева Казанский вокзал, справа жилой дом, а далеко впреди - здание паровозного депо. С чего начнем осмотр? С паровозного депо? Я так и знал, ну давайте перейдем поближе для рассмотрения, как тогда говорили, "стойла для паровозов".


16. Стойла для паровозов. Каждый отсек (сегмент) этого полукруглого здания - это отдельный гараж для паровоза. По-научному это называется "веерное депо". Постройка середины 19-го века, когда строят первые вокзалы, первые железные дороги, первые паровозные депо. Первые паровозы были небольшого размера. А самое древнее круговое депо находится между Ленинградским и Ярославским вокзалами. В центре кругового депо имеется поворотный круг, в веерном депо такого круга нет.


17. Здание, которое обслуживало железную дорогу, относилось к управлению ЖД, Построено, судя по стиле модерн, в начале 20-го века.


18. Странным образом на площади соседствует два типа столбов: старые обычные и новые красивые. Они часто стоят парами.


19. Постсоветский стиль носит название постмодернизм.
Эта часть Казанского вокзала была построена в 90-е годы 20-го века. Здесь продолжается тема, которую заявил еще Щусев. К нему мы перейдем, когда посмотрим на вокзал с другой стороны - там русский стиль, который был развитием модерна.


20. 90-е годы. Для "лужковского" стиля характерно подражание модерну (в данном случае Щусеву), на фасады выполнены грубее и упрощенно. детали на проработаны.

Эпоха постмодернизма бравирует своим дилетантизмом.


21. На площади


22. На переднем плане все еще 90-е годы, а дальше - Щусев. Кстати, опять два столба по соседству - старый и новый, красивый и обычный.


23. Продолжение Щусева на новый лад.


24. Наличники на окнах ресторанного зала обыгрывают тему нарышкинского барокко. Хотя и несколько иронично: тонкие колонны и исчезающие капители - ну модерн же, что вы хотите.


25. Немного напоминает Боровицкую башню, но образец Щусев взял в Казани - башня Сююмбике. А левее - башня с колоколом. Давайте подойдем поближе.


26. Башня с колоколом. Здесь использована тема венецианской часовой башни на площади Сан Марко.


27. Далее - палаты 17-го века, крепостные башни и опять палаты - да целый древнерусский город получился.


28.Фигуры львов сделаны по мотивам фигур Львиных ворот палат Ильи Милославского в московском Кремле (1652 г). Позже в 18-м веке ворота в Кремле разобрали и смонтировали на Преображенском кладбище. В советское время ворота и на Преображенке разобрали, Барановский спас подлинные белокаменные детали, они сейчас в Коломенском.


29. Щусев утрирует нарышкинские фронтоны, они становятся крупными, с раковинками на верху.


30. Гостиница Ленинградская, продолжает шпили башен и держит площадь.


31. Клуб железнодорожников сделан в русских формах, хотя построен в 20-х годах. Вход в магазин - это типичный портал 17-го века:
разорванный фронтон, сквозь него - фиал, затем слуховое окно, замковый камень, над замковым камнем опять карниз, опять разорванный фронтон с фиалом, который проламывает карниз.


32. Стиль называется Ар-деко - декорированный конструктивизм. 1925-26 гг. По верху украшения - разорванные фронтоны - намек на 17-й век.


33. Шехтель гениально карикатуризирует русский стиль.


34. Самое веселое здание Москвы. Скрытая идея тут такая: в центре - голова богатыря, он закопан по шею в землю. В одной руке он держит копьё, в другой щит, и голова в большой шапке. Там еще два глаза есть, а на бровях - клубнички.

Subscribe

  • Большая перемена в Пушкинском музее

    Что же происходит сейчас в Пушкинском музее, кроме превращения его в музейный квартал к 2027 году? А происходят большие изменения! Может быть,…

  • Чей это домик?

    Знаете, для кого был построен в первой четверти прошлого века этот домик в самом центре Москвы? Для Фридриха Энгельса! Как это случилось? Придётся…

  • Полицейская часть на Сущёвке

    Здание бывшей Сущёвской полицейской части с пожарной каланчой До революции Москва была поделена на полицейские части. И в каждой части города…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments

  • Большая перемена в Пушкинском музее

    Что же происходит сейчас в Пушкинском музее, кроме превращения его в музейный квартал к 2027 году? А происходят большие изменения! Может быть,…

  • Чей это домик?

    Знаете, для кого был построен в первой четверти прошлого века этот домик в самом центре Москвы? Для Фридриха Энгельса! Как это случилось? Придётся…

  • Полицейская часть на Сущёвке

    Здание бывшей Сущёвской полицейской части с пожарной каланчой До революции Москва была поделена на полицейские части. И в каждой части города…