Городская усадьба Н.А. Черкасской - В.С. Баскакова
Если направляться от Никитских ворот в сторону Кудринской площади, то следом за домом А.В. Суворова по этой же стороне улицы можно увидеть небольшой одноэтажный особняк с полуподвальным помещением и мезонином. Дом № 44 (строения 2 и 3) - по-московски очень уютный и симпатичный, напоминает о старой Москве. Он был построен после пожаров 1812 года. Особняк состоит из двух зданий - основного и флигеля. Главное здание - монументальное с массивными полуколоннами и фронтоном, большими окнами главного этажа.
1. У этого дома было много хозяев, но всё-таки его внешний вид не сильно изменился. В середине XIX века усадьба принадлежала Римским-Корсаковым. А в 1874 году хозяйкой стала Софья Петровна Нарышкина (1823-1877), жена статского советника, блестящего камергера Константина Павловича Нарышкина (1806-1880). Их брак удивил всё высшее общество Москвы. В течение нескольких лет Нарышкин состоял в связи с известной московской красавицей Марией Антоновной Ушаковой (1802-1870), вдовой генерал-майора П.С. Ушакова и матерью своей будущей жены, и даже имел от нее внебрачного сына. В конце 1840-х годов Нарышкин женился на дочери своей любовницы и тоже красавице Софье Ушаковой.
Ф. Винтерхальтер. Софья Петровна Нарышкина, 1859
2. Слева от главного здания (оформление фасада 1855 года) был пристроен небольшой двухэтажный флигель, который соединялся с основным зданием при помощи проездных ворот. Эта пристройка нарушила симметрию здания. Флигель сохранил оригинальный фасад 1841 года.
3. В 1896 году усадьба уже принадлежала московским богачам Плотицыным. Видимо, при них был пристроен парадный подъезд с левой стороны особняка, ещё более нарушивший симметрию дома.
4. А в 1901 году домом владела Татьяна Алексеевна Мамонтова (1844-1908), урождённая Хлудова - дочь А.И. Хлудова, московского купца и коллекционера, вдова потомственного почетного гражданина А.Н. Мамонтова, двоюродного брата Саввы Ивановича Мамонтова - русского предпринимателя и мецената.
Татьяна Алексеевна Хлудова
Когда в окнах особняка загорается свет, кажется, что прежние хозяева принимают гостей.
5. В какой-то момент усадьба перешла к богатому домовладельцу Василию Степановичу Баскакову. В начале 1900-х годов Василий и Иван Баскаковы в Москве владели множеством доходных домов. На принадлежащих им участках они строили доходные дома в стиле модерн, но усадьбу на Никитской перестраивать не стали.
6. В 1910-х квартиры в этом доме сдавались внаем. В 1917 году одну из квартир здесь снимал с женой Софьей основоположник теории анархизма князь Пётр Алексеевич Кропоткин (1842-1921), учёный, географ, геоморфолог, историк, публицист из рода Кропоткиных. Между прочим, Кропоткин - потомок знатного княжеского рода, восходящего к самому Рюрику, он окончил Пажеский корпус – самое привилегированное учебное заведение тогдашней России.
Пётр Алексеевич Кропоткин
7.
8.
9. После революции В.С. Баскаков потерял все свои владения, жил с семьей в одном из своих домов в 12-метровой комнате, умер в 1938 году в Москве, похоронен на Немецком кладбище.
10. Флигель - сейчас административное здание, но выглядит так же, как и прежде.
11.
12. На флигеле мемориальная доска сообщает, что здание охраняется государством.
13. Основное здание и флигель соединены коваными воротами.
14. И снова в окнах особняка загорается свет - кто-то там живёт сейчас?
Сейчас по этому адресу находится Региональная общественная организация Центр либерально-консервативной политики.