Самуил Эдмундович Шмулевич-Хреновский (pan_ikota) wrote in moya_moskva,
Самуил Эдмундович Шмулевич-Хреновский
pan_ikota
moya_moskva

Нужна ли журналистам мировая литература?

Оригинал взят у pan_ikota в Нужна ли журналистам мировая литература?

Елена Корнилова


В прежние годы, когда деканом факультета журналистики МГУ был профессор Ясен Николаевич Засурский, такой вопрос не приходил в голову никому, а если бы и был задан, мог показаться абсурдным. Совсем иначе дело обстоит сегодня. Начиная с 2010 года преподавателям кафедры зарубежной журналистики и литературы факультета журналистики МГУ приходится бороться за каждую лекцию, каждый коллоквиум, вести дискуссии по кабинетам, ходатайствовать, обращаться в методкомиссию и деканат, исписывать кипы бумаги (благополучно исчезающие в недрах деканата), для того чтобы сохранить нормальную структуру курсов и отчетности по ним.
Что же произошло на факультете журналистики с приходом нового декана, профессора Елены Леонидовны Вартановой?

Вероятно, под влиянием проводящейся в РФ реформы отечественного образования в связи с переходом на Болонскую систему высшей школы (бакалавриат + магистратура), а так же под невыносимым бременем финансовой ответственности за повышение обещанного Правительством РФ заработной платы профессорско-преподавательскому составу, деканат пришел к знаменательному выводу: "Журналистика для журналистов!", решив исключить или сократить общеобразовательные предметы дабы употребить все силы и средства на преподавание исключительно журналистских дисциплин. Все остальные предметы, если это не ОБЖ и физвоспитание, пустить под нож или запретить в достаточно ультимативной форме. В конце образец подобного реформирования.         

Возникает вопрос: нужно ли это студентам, Московскому университету, руководителям СМИ, наконец, России?
А между тем, мировая литература имеет некоторый смысл для тех, кто стремится стать настоящим журналистом:
 1. именно литературные курсы дают представление о смене цивилизаций и об истории культуры, об изменении художественных парадигм и связанных с ними стилей, о течении времени и о пространственной привязке различных художественных текстов, о трансформации национальных культур, наконец, о способах эволюционного осмысления противоречивых социальных процессов;

2. литература - "учительница жизни" - говорит о быте, нравах. привычках, религиозных и политических убеждениях разных народов; она - "машина времени", позволяющая с легкостью опровергнуть выдумки невежд, смеющих утверждать, например, что в России до революции не было пьянства - достаточно открыть пушкинского "Гробовщика" или поэму Некрасова "Кому на Руси жить хорошо?", она развенчает иллюзии "американской мечты" знакомством с романами Драйзера и скажет всю правду о войне устами Хемингуэя, Ремарка, Барбюса;

3. литература поможет освоить философию и все глобальные политические учения. Она с неопровержимой логикой устами Шекспира развенчает абсолютизм или докажет античеловеческую сущность фашизма, как это сделано в пьесах Брехта; она покажет все преимущества демократии, если Вам хватит времени одолеть хоть часть "Сравнительных жизнеописаний" Плутарха или "Анналы" Тацита; кто, лучше Бальзака расскажет о накоплении, перераспределении и методах финансового капитала? кто лучше Диккенса изобразит общественные противоречия в наиболее развитых буржуазных странах?

4. только литература и искусство в целом дает эмоциональной урок высокой нравственности и гуманизма, который невозможно усвоить в дидактических курсах. Разумеется курс этики журналиста необходим, но чтобы прочувствовать, что значит альтруизм, самопожертвование и настоящая любовь к людям достаточно прочитать роман Сервантеса "Дон Кихот". Кто любит "Дон Кихота", кто читал "Фауста", кому не безразличен байроновский "Каин" и "Карамазовы" Достоевского начинает чувствовать чужую боль как свою... Разве это не школа для журналиста?

5. литература - это одна из первых и прекрасно действующих  сегодня форм коммуникации между "героем-идеологом", то есть носителем и проповедником определенной идеи, и обществом, людьми; именно в литературе возникают различные жанровые формы, приемы, способы взаимодействия с аудиторией, и только потом (как ни обидно - первая газета - начало XVII века!) их начинает осваивать и эксплуатировать журналистика. Именно в курсах литературы и на коллоквиумах по литературе учат полемизировать, отстаивать свое мнение, аргументировать, вести диалог... Анализировать надо учить, а начиная с греческих ораторов этому учили на текстах... Гомера!!!

6. наконец, только читая великую литературу можно научиться писать; в ней архетипы массового бессознательного, модели, приемы, способы внушения и развенчания, в ней эрудиция, аргументация, публицистичность и злободневность. Она умеет говорить о низменном с пафосом и пафос превращать в иронию. Она умеет рассуждать о вечном и злободневном. Она воспитывает вкус! В ней можно найти все, поскольку это сокровищница человеческой мысли...

            Можно привести еще множество аргументов, но сегодня ничто из перечисленного не востребовано на факультете журналистики МГУ. У руководства факультета наблюдается интерес к PR и рекламе, экономике журналистики и электронным СМИ в самом узком ремесленном понимании. Но, нужно ли это студентам, Московскому университету, руководителям СМИ, наконец, России? Ведь само понятие "Университет" предполагает широчайшее, буквально - универсальное образование!
Очевидно, замысел декана сводится к преобразованию прекрасного творческого факультета с большой традицией и многими замечательными выпускниками в провинциальный финский колледж, специализирующийся на написании дайджестов и создании рекламы, потому что именно этот "контент" как раз и "отвечает на вызовы" (прошу простить за приблизительность цитаты). Этим и объясняется грубые, беспардонные ответы инспекторов учебной части на просьбы студентов сохранить коллоквиумы по литературе; им говорят: "хотите коллоквиумы по литературе - идите на филфак!", как будто бы дети, пришедшие к нам учиться могли предположить, во что собирается превратить прославленный факультет нынешнее руководство!

            К сожалению, на факультете журналистики МГУ сегодня сложилась удушливая и во многом абсурдная атмосфера, когда студенты хотят учиться, а преподаватели готовы работать больше, чем им позволяет деканат, не требуя при этом никаких финансовых вливаний, но им этого не позволяют! Не более 27 аудиторных часов в неделю - посчитайте, это нагрузка младших классов средней школы! У большинства курсов лекции и семинары проводятся только три дня в недею. Ведущая кафедра факультета, кафедра Президента факультета журналистики проф. Я.Н.Засурского, на которой работает восемь достаточно известных профессоров и которая выпускает в год до десятка кандидатов филологических наук усилиями назначенца декана осталась без магистратуры на 2015-16 гг. и, следовательно, без аспирантуры. Преподаватели литературы оказались вообще людьми второго сорта, поскольку сама декан неоднократно публично заявляла: "У нас и так слишком много литературоведов..." Лучшие выпускники кафедры в 2015 году вынуждены продолжать образование на других кафедрах - в ИМЛИ, на филологическом факультете... Нужно ли это студентам, Московскому университету, руководителям СМИ, наконец, России?

            Прошу заинтересованных лиц - бывших выпускников, родителей студентов ( специально не прошу высказываться самих студентов, поскольку против них учебной частью и деканатом уже проводились репрессии), руководителей Университета и чиновников Министерства образования высказаться по этому вопросу.
forbiddance
Tags: Россия, СМИ, на злобу дня
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments