Несколько лет тому назад мне в руки попался старый дневник, написанный в 1940 году неизвестным жителем Москвы. Открыв и начав читать его старые выцветшие страницы, я и представить не мог, что найду в нём такое количество разнообразных интереснейших заметок о жизни Москвы того года. В этом дневнике его автор удивительным живым языком описывает свои прогулки по городу - посещения недавно открывшегося ВСХВ (бывший и нынешний ВДНХ), ЦПКиО им. Горького, Речного вокзала, а также различных парадов, фестивалей и авиационных праздников того года. Также составитель дневника часто посещал Большой театр, цирк, кинопоказы и многое другое.

Все то, что мы видели и чем любовались на старых фотографиях того периода предстаёт перед нами в новом, красочном цвете - в виде заметок современника и очевидца тех далёких событий. Более того, автор выписывал в дневник также и текущие новости о ходе Второй Мировой Войны, не забывая упомянуть и про действия советских войск в тот период (да-да, война для нас не 22 июня 1941 года началась). Описано всё потрясающе живо и интересно, т.к. автор дневника прекрасно владел русским языком и старался зафиксировать на бумаге все самые яркие моменты пережитых событий.
В дополнение к бесценным воспоминаниям и наблюдениям, автор вкладывает в дневник старые билеты на московский транспорт и в кино, а также программки театров и опер и даже сорванные цветы, которые сохранились до наших дней! Все это богатство того далекого года я аккуратным образом оцифровал и включил в свой материал.
Более того: этот период, охваченный дневником (август-сентябрь 1940 года) также оказался очень непростым и для его составителя. Дело в том, что, согласно записям, его автор только недавно вернулся в Москву и вскоре вынужден будет снова её покинуть. Трагизм этой ситуации заключается в том, что причиной этих отъездов, по всей видимости, являются репрессии, которым он был подвергнут и, возможно, от которых сбежал. Нигде в дневнике не указано, за что именно они обрушились на его голову, но то тут то там автор описывает некие свои "дела" с приятелями, в том числе "a la 12 стульев". Впрочем, они могли носить вполне законный характер, но непозволительный с учётом того времени. Судя по любви к джазу, западным словечкам и прекрасному русскому языку причины могли носить классический для того времени (и снова становящийся нормой в нашем 2015 году) классовый характер.
Дневник наполнен этим тревожным чувством скорого далёкого отъезда, который сам автор называет "началом конца". Он уверен, что жить ему осталось несколько месяцев и в любимой им Москве он оказался в последний раз. Ближе к концу дневника в жизни автора случается трагедия, которая ещё сильнее сгущает краски в его жизни и заставляет еще сильнее сопереживать ему. Слава Богу, судя по вложенным в дневник стихам, датированным 1970-1971 годами и написанным тем же почерком, он оказался неправ и ему удалось пережить тот страшный период в жизни страны и вернуться в Москву.
О самом авторе по ходу дневника узнается немного: имя его Иван Лебедев, москвич, на момент написания дневника ему 38 лет. Из текста его записей следует, что учился он в Большом Коммерческом Училище на берегу Москвы-реки, а в 14 лет ему довелось выступать на сцене Большого с самим Шаляпиным. О профессии он пишет один раз мельком - "бухгалтер", а о наличии семьи или других подробностей из данного дневника выяснить не представляется возможным. На протяжении времени, описанного в дневнике, он живёт в районе нынешнего Водного Стадиона у некоей дамы, которую он называет одним словом - "похититель". Похищенное ли сердце имеется в виду или что-то другое также остается загадкой.
Но самое поразительное и захватывающее в дневнике заключается в следующем: из-за "бумажного голода", имевшего место быть в то время в столице, в виде дневника он использует случайно найденную бухгалтерскую книгу ещё более поразительной давности - 1909 года, то-есть ещё дореволюционную вещь!

Только представьте себе, какое чудо попало ко мне в руки - сама книга была напечатана для обычных бухгалтерских нужд в последние, лучшие годы Российской Империи, когда ещё ничто не предвещало скорого конца мощной развивающейся страны. Затем, пройдя сквозь бури и грозы Революции, преодолев водоворот событий Гражданской войны и прорвавшись через переустройство Москвы в первые годы СССР, эта книга 30 лет ждала, как выяснилось, своей судьбы и была найдена и заполнена дневником москвича, живущего в военном СССР 1940-ого года. После этого, снова каким-то невероятным образом сохранившись, она оказалась в руках другого москвича, уже в Российской Федерации начала 21-ого века. Сотня лет и три страны - вот что пережила эта книга-долгожитель! Конечно, время её не пощадило - она уже треснула по переплету, который явно не был рассчитан на столетнюю "выдержку", но она все ещё хранит на своих страницах не только текст, написанный пером и разведенным карандашом (чернил у автора не было), но также реликвии прошлого - вложенные билеты и даже цветы.
Естественно, я не мог устоять от искушения и полностью перепечатал этот драгоценнейший материал, на что, признаюсь, ушло непозволительно много времени. После этого я решил не останавливаться на одном лишь тексте и добавил в него фотографии старой Москвы, чтобы читатель мог насладиться не только прекрасным описанием того или иного события или явления, но и увидеть описанный дневником мир своими глазами, сквозь старые фотографии- такими, какими их видел автор в 1940 году и раньше, описывая свои приключения и похождения сначала в Российской Империи, а потом и в советской России. Также я добавил некоторые видеофрагменты, о которых говорит Иван Лебедев и отрывки из фильмов, которые он упоминает. И, конечно, оцифрованные вложения в сам дневник - билетики, программки и так далее. В общем, я постарался использовать все цифровые возможности нашего времени для того, чтобы оживить и вдохнуть новую жизнь в этот бесценный материал о том далёком времени.
В общем и целом, как мне кажется, мне удалось сделать так, чтобы на вопрос, который задаёт сам себе автор дневника ближе к его концу "стоит ли вообще продолжать записывать свои дни - кому это нужно?" ответ был очевиден - это оказалось нужно! Этот дневник, эта недолгая, но очень яркая часть жизни одного москвича не пропала, не сгинула в бесконечность. Она жива.
И она перед вами.

Все то, что мы видели и чем любовались на старых фотографиях того периода предстаёт перед нами в новом, красочном цвете - в виде заметок современника и очевидца тех далёких событий. Более того, автор выписывал в дневник также и текущие новости о ходе Второй Мировой Войны, не забывая упомянуть и про действия советских войск в тот период (да-да, война для нас не 22 июня 1941 года началась). Описано всё потрясающе живо и интересно, т.к. автор дневника прекрасно владел русским языком и старался зафиксировать на бумаге все самые яркие моменты пережитых событий.
В дополнение к бесценным воспоминаниям и наблюдениям, автор вкладывает в дневник старые билеты на московский транспорт и в кино, а также программки театров и опер и даже сорванные цветы, которые сохранились до наших дней! Все это богатство того далекого года я аккуратным образом оцифровал и включил в свой материал.
Более того: этот период, охваченный дневником (август-сентябрь 1940 года) также оказался очень непростым и для его составителя. Дело в том, что, согласно записям, его автор только недавно вернулся в Москву и вскоре вынужден будет снова её покинуть. Трагизм этой ситуации заключается в том, что причиной этих отъездов, по всей видимости, являются репрессии, которым он был подвергнут и, возможно, от которых сбежал. Нигде в дневнике не указано, за что именно они обрушились на его голову, но то тут то там автор описывает некие свои "дела" с приятелями, в том числе "a la 12 стульев". Впрочем, они могли носить вполне законный характер, но непозволительный с учётом того времени. Судя по любви к джазу, западным словечкам и прекрасному русскому языку причины могли носить классический для того времени (и снова становящийся нормой в нашем 2015 году) классовый характер.
Дневник наполнен этим тревожным чувством скорого далёкого отъезда, который сам автор называет "началом конца". Он уверен, что жить ему осталось несколько месяцев и в любимой им Москве он оказался в последний раз. Ближе к концу дневника в жизни автора случается трагедия, которая ещё сильнее сгущает краски в его жизни и заставляет еще сильнее сопереживать ему. Слава Богу, судя по вложенным в дневник стихам, датированным 1970-1971 годами и написанным тем же почерком, он оказался неправ и ему удалось пережить тот страшный период в жизни страны и вернуться в Москву.
О самом авторе по ходу дневника узнается немного: имя его Иван Лебедев, москвич, на момент написания дневника ему 38 лет. Из текста его записей следует, что учился он в Большом Коммерческом Училище на берегу Москвы-реки, а в 14 лет ему довелось выступать на сцене Большого с самим Шаляпиным. О профессии он пишет один раз мельком - "бухгалтер", а о наличии семьи или других подробностей из данного дневника выяснить не представляется возможным. На протяжении времени, описанного в дневнике, он живёт в районе нынешнего Водного Стадиона у некоей дамы, которую он называет одним словом - "похититель". Похищенное ли сердце имеется в виду или что-то другое также остается загадкой.
Но самое поразительное и захватывающее в дневнике заключается в следующем: из-за "бумажного голода", имевшего место быть в то время в столице, в виде дневника он использует случайно найденную бухгалтерскую книгу ещё более поразительной давности - 1909 года, то-есть ещё дореволюционную вещь!

Только представьте себе, какое чудо попало ко мне в руки - сама книга была напечатана для обычных бухгалтерских нужд в последние, лучшие годы Российской Империи, когда ещё ничто не предвещало скорого конца мощной развивающейся страны. Затем, пройдя сквозь бури и грозы Революции, преодолев водоворот событий Гражданской войны и прорвавшись через переустройство Москвы в первые годы СССР, эта книга 30 лет ждала, как выяснилось, своей судьбы и была найдена и заполнена дневником москвича, живущего в военном СССР 1940-ого года. После этого, снова каким-то невероятным образом сохранившись, она оказалась в руках другого москвича, уже в Российской Федерации начала 21-ого века. Сотня лет и три страны - вот что пережила эта книга-долгожитель! Конечно, время её не пощадило - она уже треснула по переплету, который явно не был рассчитан на столетнюю "выдержку", но она все ещё хранит на своих страницах не только текст, написанный пером и разведенным карандашом (чернил у автора не было), но также реликвии прошлого - вложенные билеты и даже цветы.
Естественно, я не мог устоять от искушения и полностью перепечатал этот драгоценнейший материал, на что, признаюсь, ушло непозволительно много времени. После этого я решил не останавливаться на одном лишь тексте и добавил в него фотографии старой Москвы, чтобы читатель мог насладиться не только прекрасным описанием того или иного события или явления, но и увидеть описанный дневником мир своими глазами, сквозь старые фотографии- такими, какими их видел автор в 1940 году и раньше, описывая свои приключения и похождения сначала в Российской Империи, а потом и в советской России. Также я добавил некоторые видеофрагменты, о которых говорит Иван Лебедев и отрывки из фильмов, которые он упоминает. И, конечно, оцифрованные вложения в сам дневник - билетики, программки и так далее. В общем, я постарался использовать все цифровые возможности нашего времени для того, чтобы оживить и вдохнуть новую жизнь в этот бесценный материал о том далёком времени.
В общем и целом, как мне кажется, мне удалось сделать так, чтобы на вопрос, который задаёт сам себе автор дневника ближе к его концу "стоит ли вообще продолжать записывать свои дни - кому это нужно?" ответ был очевиден - это оказалось нужно! Этот дневник, эта недолгая, но очень яркая часть жизни одного москвича не пропала, не сгинула в бесконечность. Она жива.
И она перед вами.