Николай (nikolas11) wrote in moya_moskva,
Николай
nikolas11
moya_moskva

Category:

Дневник москвича 1940 - Часть II

Оригинал взят у nikolas11 в Дневник москвича 1940 - Часть II
20/VIII 40 г. 15 ч Дом "Похитителя" в Х.

Еще 14 с/м из Б. Театра я позвонил: 1) Валерьяну - по интересующему меня делу и 2) Е.Д. - поздравил с образованием Эстонской Сов. Республики. О Мартирос. и Матевос. новостей не узнал. Первый - назначил мне встречу на 15 с/м (скверное перо - боюсь, что много не напишу)
Таким образом 15 с/м, сдремнув пару часов, после стояния во вчера упомянутой очереди, я встретился с Валерьяном. Круг все более и более замыкается: он прямо мне сказал, что не хотел вчера меня расстраивать; дело-же окончательно лопнуло. Так сказать, в виде маленького утешения он предложил мне поехать в Измайловский Парк К. и О., где за воспоминаниями было в результате немного пива и вина.



Измайловский Парк культуры и отдыха им. Сталина. Главный вход, 1940
Измайловский Парк культуры и отдыха им. Сталина. Главный вход, 1940

Измайловский Парк культуры и отдыха им. Сталина, 1940
Измайловский Парк культуры и отдыха им. Сталина, 1940

На обратном пути, я на минуту заехал к Синициным (после отсутствия лет 6 или 7); от брата узнал, что Евгений на "курорте"; пообещал заехать 19 с/м, что вчера вечером и сделал, узнав все новости.
16 с/м я должен был поехать в "Павшино" по делу "похитителя", что я с радостью сделал, расчитывая попасть в Архангельское, в котором я не был лет девять. Узнав всё, что было нужно по делу, я отправился полем в Архангельское.

Архангельское, середина 50-х
Архангельское, середина 50-х

День был жаркий, идти не менее пяти километров, но предвкушая наслаждение, вдыхая аромат полевых цветов и созерцая их красочность (вкладываю здесь 4 сорванных по дороге цветка), я легко добрел до ворот парка знаменитого вельможи.

Подмосковье. Архангельское. Вход в усадьбу, 1950
Подмосковье. Архангельское. Вход в усадьбу, 1950

Добрёл и увы! - разочаровался: теперь здесь Дом Отдыха Воен. Комсостава и частных лиц не пускают. Обидно вообще пройти зря 10 километров полем (в оба конца), да и запрещенный плод сладок. Все это заставило меня вступить в дипломатические переговоры сначала с привратником, а затем по телефону с дежурным по дому отдыха.
В результатате через некоторое время отдыхающие могли наблюдать перебегавшую с места на место по парку фигуру, сразу угадывающую где какие находятся достопримечательности. (Я торопился, т.к. времени было уже 16 часов, а в 20 час. я должен был быть в Б. Театре)
Не смотря на то, что до самого поезда я ни на минуту не присел и исколесил в общей сложности более пятнадцати километров я получил огромнейшее наслаждение.
За эти годы все здания и парк реставрированы и производят огромное впечатление благоустройства. К парку подведено великолепное гудронированное шоссе, по которому гладко скользят бесшумные авто.
Вся скульптура (когда-то частично с отбитыми носами и руками) окончательно реставрирована, все терассы приведены в порядок и благоухают феерическими коврами цветов; причем на спуске к Москва-реке устроен ряд новых прекрасных терасс с балюстрадами и скульптурой.

Парк в Архангельском, 1940
Парк в Архангельском, 1940

Надо видеть и невозможно описать всю прелесть панорамы как от главного дома по направлению к реке, так и со стороны реки - к дому, которую представляет зрителю талант Ленотра. Столь-же чудесен и ландшафт, который открывается на реку и противоположный берег с новых нижних терасс.

Подмосковье. Архангельское.Вид на Москва-реку от санатория МО, 1950
Подмосковье. Архангельское.Вид на Москва-реку от санатория МО, 1950

Я обошел все памятники, несколько более задержавшись: 1) у Минина и Пожарского, 2) у замечательной статуи последней Юсуповой (снятой с гробницы), 3) у благородной бронзы Прометея и, конечно, 4) у бессмертного Александра Сергеевича. Полюбовался и изумительным мавзолеем, так напоминающим мне всегда Казанский собор в Ленинграде, производящий своей легкостью ещё большее впечатление на меня. Был и у театра, но он весь в лесах и сейчас смотреть там нечего. К сожалению почему-то погиб знаменитый тунель из акаций около первых терасс и от него остался почти один лишь каркас.

Лестницы и террасы регулярного партера парка Архангельское, 1940
Лестницы и террасы регулярного партера парка Архангельское, 1940

Погуляв и по той части великолепного парка, где сосны и другие деревья растут в девственной неприкосновенности, я с поэтическим настроением вернулся в Москву.





- о -


"Пиковая Дама" - изумительная вещь! Сейчас в Б. Театре она идет в новой постановке. Я слушал эту оперу и в старой. Интересно было сравнить. Раскрывается занавес - сцена в Летнем Саду и я несколько разочаровался. Декорации хороши: скульптура, отражающаяся в воде двух бассейнов (живопись) и настоящий бьющий в глубине сада фонтан, но я никогда не видел такого уголка в Ленинграде и в этом смысле прежняя постановка с огромным вековыми деревьями (сейчас же сад был наполнен молодыми деревцами) более соответствовала моим воспоминаниям о Летнем Саде... Но перед глазами прошли последующие картины и мною овладел восторг. Смолич (постановщик) и Дмитриев (художник) превзошли все мои ожидания...

Совершенно исключительна по помпезности сцена великосветского бала-маскарада с огромными малахитовыми колоннами, с выходом императрицы в апофеозе. Однако бурю аплодисментов всего зала, едва только раздвинулся занавес, вызвала по существу интимная сцена встречи Лизы и Германа на Невке. Зал рукоплескал бесподобно сделаной гранитной набережной со львом по левую сторону, дворцами по правую, с сугробами снега и фонарями; уходящей в бесконечную перспективу. И по-истине было за что приветствовать постановщиков. Я вижу второй раз в жизни, когда публика аплодирует тотчас-же за поднятием занавеса и не оркестру и не артистам, а постановке (Первый раз это было лет семь-восемь тому назад у Вахтангова на "Коварство и Любовь", когда постановщик (кажется, Симонов) и художник Акимов изумили всех, как-бы прологом: подымается занавес, посредине сцены огромный серебряный диск, в центре которого стоит старик Миллер и дирижирует (оркестр играет где-то за сценой); вот и всё, но эффект был колоссальный)
Пели все очень хорошо (больше всех мне понравились Полина (Гагарина) и Герман (Большаков), но от Политковского (Томский) и Нормцова (Елецкий) я ждал большего.
Мой трепет за "Что наша жизнь?" (я всегда с грустью вспоминаю в этот момент случай с Евлаховым, сорвавшим раз при мне одну ноту в этой арии) оказался не основательным; Большаков провёл эту сцену отлично.

Григорий Филиппович Большаков (1904—1974)
Григорий Филиппович Большаков (1904—1974)

Вцелом-же впечатление таково, что я до сего времени нахожусь в его власти, как не угасает во мне и впечатление от "Лебединого Озера" и еще долго буду находиться. В этом, безусловно, заслуга в первую голову двух гениев: Чайковского и Пушкина...
(Вкладываю программку и либретто "Пиковой дамы")





22
19 ---- 40 г. 10ч. 21 м. Б-ка Ленина
VIII

На улице пасмурно. Начали покрываться позолотой деревья и когда я утром шел по маленькому парку на окраине города близ Х. отлельные желтые листики печально медленно падали на землю... Дела мои окончательно заходят в тупик. Что-ж, во всяком случае за эти почти три месяца я ничего не проиграл, зато многое выиграл...
Сейчас боевая задача 24 с/м попасть на карнавал в Ц.П.К. и О. и, быть может, на этом "закончить поход", хотя хотелось-бы побывать еще на II-ой Всесоюзной (вернее I-ой, т.к. прошлая в 22 г. была Всероссийской) Сельхоз-Выставке, к впечатлениям о которой я и перехожу, т.к. 17 с/м - день моего имени вместе с "похитителем" я был снова там.

- о -



Что-бы охватить выставку целиком хотя-бы поверхностно, надо побывать на ней много раз, т.к. она и обширнее предыдущей (22 г.) а главное содержательнее, полнее и, естественно, соответствует тому росту нашей страны, который отличает теперешний вполне зрелый возраст С.С.С.Р. от только-что начавшей возрождаться родины (1922 года), после огненных бурь гражданской войны. Я-же был на выставке всего два раза, следовательно я даже не сумел обойти всю ее территорию, не говоря уже о том, что бы ухитриться заглянуть во все ее павильоны.

ВСХВ. Возле Центрального входа, 1939-1941
ВСХВ. Возле Центрального входа, 1939-1941

Собственно первый раз познакомился с Выставкой еще в 1939 году, буквально накануне ее открытия, когда перед от`ездом в В. из Москвы я вечером специально отправился туда, но, естественно, тогда я мог видеть только территорию у выставки: вход и то, что можно было разглядеть через него.

Главный вход на ВСХВ, 1939
Главный вход на ВСХВ, 1939

Еще тогда меня приятно порадовало обилие электросвета, которым в виде репетиции была залита как вся территория выставки, так и под`ездные пути.

ВСХВ. На главной аллее ночью, 1939-1941
ВСХВ. На главной аллее ночью, 1939-1941

На моих-же глазах заканчивали сварку части огромной статуи стремящихся вперед рабочего и колхозницы из нержавеющей стали. Эта статуя венчала собой советский павильон на Международной выставке в Париже, пару лет до этого. Автор скульптур - женщина - Мухина. Благодаря своей художественности, удивительной экспрессии и оригинальному, собственно, пожалуй, впервые в С.С.С.Р. тогда примененному материалу представляет собой нечто выдающееся

Около ВСХВ,
Около ВСХВ, "Рабочий и колхозница", 1939

Прежде всего Выставка поражает высокохудожественной стильностью своих сооружений, отличающихся прочностью материала с применением бетона, камня и даже мрамора, что наводит меня на мысль о превращении ее в постоянную (вот, ведь, уже второй год она открыта и павильоны подолжают сооружаться вновь). Каждая республика (пока еще без Молдавской и Прибалтийских, но уже с Карело-Финской; последняя представлена всего с полмесяца тому назад) имеет свой павильон; Р.С.Ф.С.Р. представлена несколькими павильонами, об`единяющими тот или иной край; например "Дальний Восток", "Сибирь", "Сев. Кавказ", "Яросл. Калин. и Смоленск. области", "Северный край" и т.д.

Вид на павильоны Дальнего Востока, Ленинграда и Северных областей, 1940
Вид на павильоны Дальнего Востока, Ленинграда и Северных областей, 1940

ВСХВ, павильон Сибирь, 1939
ВСХВ, павильон Сибирь, 1939

ВСХВ. Павильон
ВСХВ. Павильон "Северный Кавказ", 1939-1940

Есть и специализированные павильоны, напр. "Зерно", "Хлопок", "Механизация", "Животноводство", "Печать", "МОБР" (?) и т.д.

Павильон Хлопок, 1939-1941
Павильон Хлопок, 1939-1941

Павильон Животноводство, 1939
Павильон Животноводство, 1939

Павильон Механизация, 1939
Павильон Механизация, 1939

Павильон МОПР, 1940
Павильон МОПР, 1940

Много монументальных скульптур, например колоссальная гранитная фигура Сталина, пограничника, лошади с жеребенком, быков, "рогов изобилия" с фруктами и прочее.

ВСХВ. Площадь Механизации, 1939
ВСХВ. Площадь Механизации, 1939

ВСХВ. Скульптура Сталина, 1941
ВСХВ. Скульптура Сталина, 1941

ВСХВ. Скульптура пограничника у павильона Дальнего Востока, 1939
ВСХВ. Скульптура пограничника у павильона Дальнего Востока, 1939

ВСХВ. Скульптура пограничника у павильона Дальнего Востока, 1939
ВСХВ. Скульптура пограничника у павильона Дальнего Востока, 1939

ВСХВ. Рог Изобилия и Павильон «Сибирь», 1939
ВСХВ. Рог Изобилия и Павильон «Сибирь», 1939

ВСХВ. Рог Изобилия, 1939
ВСХВ. Рог Изобилия, 1939

Среди скульптур помимо отмеченой мною группы с Парижской выставки, особенно замечательны: статуя колхозника и колхозницы с поднятыми снопом на высокой башне, являющаяся эмблемой выставки и фигура на коне легендарного Чапаева (работа б. "беспризорника", ученика абрамцевской школы), венчающая собой павильон "Поволжье".

ВСХВ. Башня у главного входа, 1939
ВСХВ. Башня у главного входа, 1939

Фигура Чапаева по красоте, художественности и тонкости работы, пожалуй, лучшая скульптура выставки.

ВСХВ. Павильон Поволжье, 1939-1941
ВСХВ. Павильон Поволжье, 1939-1941

ВСХВ. Скульптура Чапаева на павильоне
ВСХВ. Скульптура Чапаева на павильоне "Поволжье", 1939-1941

Вся территория утопает в цветах и всевозможных деревьях и специально разработанных опытных кусочков полей. Среди этого пестрого ковра встречаются бассейны с журчащими фонтанчиками, а за павильоном "Механизации" и "Животноводства" (они расположены рядом) находится даже большой водоем, посредине которого бьет огромнейший, a la петергофский Самсон, фонтан.

ВСХВ, фонтан
ВСХВ, фонтан "Колос", 1939

Здесь-же на берегу находится большой живописно спроектированный ресторан.

ВСХВ, фонтан
ВСХВ, фонтан "Колос" и ресторан "Главпиво", 1939

ВСХВ. Ресторан
ВСХВ. Ресторан Главпиво, 1939

Оформление входа в пивной бар
Оформление входа в пивной бар "Главпиво" на территории ВСХВ, 1939

По всей территории много всевозможных павильончиков-закусочных или торгующих с`естными припасами и фруктами. Имеется несколько зрелищных помещений. (В первый раз я попал в цирк; было очень неплохо и тоже все стильно; второй раз 17 с/м были взяты билеты на джаз Эдди Рознера; однако из-за непогоды выступление джаза было отменено).

ВСХВ.Эстрадный театр, 1939
ВСХВ.Эстрадный театр, 1939

Для выставки очень характерна пестрота публики, придающая ей особую красочность. Здесь всегда можно встретить и представителей средней Азии, и Кавказа, и Сибири, и нашего запада; причем в национальных всех цветов радуги костюмах... Все это беглые впечатления, так сказать, с птичьего полета. Когда-же начинаешь ближе знакомиться с тем или иным павильоном, то приходишь в еще большее восхищение и... упираешься в невозможность охватить всё.

ВСХВ с птичьего полёта, 1939
ВСХВ с птичьего полёта, 1939

Вот, например, павильон "Армении" с холодным бассейном, в котором торжественно плавают красавицы форели из озера Севан.

Павильон Армянская ССР. ВСХВ, 1939
Павильон Армянская ССР. ВСХВ, 1939

Павильон Армянская ССР. Главный зал. ВСХВ, 1939
Павильон Армянская ССР. Главный зал. ВСХВ, 1939

Вот, павильон Грузии, с настоящей рощицей плодонесущих мандариновых, апельсиновых, лимонных и др. деревьев.

Павильон Грузинской ССР. ВСХВ, 1939
Павильон Грузинской ССР. ВСХВ, 1939

ВСХВ. У павильона Грузинской ССР, 1939
ВСХВ. У павильона Грузинской ССР, 1939

Вот, "Повольжье" с действующей моделью гидростанции в Куйбышеве на фасаде и с действующим макетом всего грандиозного Куйбышевского гидроузла внутри павильона.

Павильон Поволжье. ВСХВ, 1939
Павильон Поволжье. ВСХВ, 1939

Павильон Поволжье. Панно Куйбышевская ГЭС. ВСХВ, 1939
Павильон Поволжье. Панно Куйбышевская ГЭС. ВСХВ, 1939

Вот действующий макет обработки полей хлопка с ползущими миниатюрными тракторами и плугами.
Вот, пожалуй, самый лучший на выставке лен Калининской и Смоленской областей. И все это среди обилия груд прекраснейших плодов. Горы фрукт, овощей, орехов, и прекрасные разноцветные горы, возвышаются в каждом павильоне. Прелестную белоснежность придают кустики, коробочки хлопчатника и кипы хлопка павильонам, представляющим республики и области-производители этого великого египтянина.

ВСХВ. Интерьер Павильон Хлопок, 1939
ВСХВ. Интерьер Павильон Хлопок, 1939

ВСХВ. Часть хлопкового зала павильона Таджикской ССР, 1939
ВСХВ. Часть хлопкового зала павильона Таджикской ССР

Каждый-же павильон полон и промышленными продуктами сельского хозяйства; здесь нередко показывается на фото или и в действительности процесс производства. Много в павильонах и художественных панно, отображающих или героическое прошлое края, или его цветущее настоящее. В павильоне животноводства я видел коров дающих свыше 60-ти литров молока в сутки (кажется максимум 64,5 литра, порода семинтальская), быков далеко переваливших своим весом тонну, нервных стройных рысаков и мощных битюгов и першеронов.

На выводном кругу ВСХВ, 1954
На выводном кругу ВСХВ, 1954

Выводной круг ВСХВ, 1954
Выводной круг ВСХВ, 1954

Видел кукурузу, до верха которой я не достану рукой, видел свободно растущий закавказский бамбук толщиной в мою руку и многое, многое другое.
И всё это только при осмотре не более половины выставки при самом беглом, поверхностном обозрении и при недостатке во времени, что бы подробнее записать все виденное и сохранившееся в памяти. Цвети-же и дальше культурнейший уголок Москвы!... Цвети и заставляй расцветать еще сильнее в сердцах многочисленных посетителей любовь к матери-природе!

Розарий Нальчикского участка перед рестораном
Розарий Нальчикского участка перед рестораном "Золотой колос", 1950-1960

- о -

17 с/м вечером разразилась гроза с бурей, что придало выставке своеобразное величие, а множество огней, бесчисленно раз отраженных мокрым асфальтом, залило всю территорию потоками света, придав ей феерическое очарование...
И давно я не выпивал с таким настроением водку, с каким в эту бурю на выставке; на открытой веранде было выпито с "похитителем" несколько рюмок в честь моего имени

- о -

Как бы хотелось еще и еще раз попасть в этот благословенный уголок.
Tags: 1940, дневник москвича
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments