Николай (nikolas11) wrote in moya_moskva,
Николай
nikolas11
moya_moskva

Category:

Дневник москвича 1940 - Часть V

Оригинал взят у nikolas11 в Дневник москвича 1940 - Часть V
- о -

За поледние дни я часто думаю: недаром самым гениальнейшим изобретением ума человеческого я всегда считал открытие способа записывать (следовательно и передавать в века) мысли человека и звуки его речи. (Здесь уместно склонить голову и перед нашими Кириллом и Мефодием и Иваном Федоровым). Ведь только благодаря этому человек смог достичь к настоящему времени таких гималайских (а в прямом смысле и больших) высот. В частности, как я Вам благодарен, гениальные изобретатели! На сколько Вы облагородили мою жизнь вообще, и, в частности, сколько прекрасных часов за последнее время (и это в третий раз в жизни) Вы даете мне теперь, когда я сажусь за эту тетрадь и как другу выкладываю свои мысли, впечатления, порой желания и даже мечты... Хвала Вам, великие египтяне, китайцы, арабы, индусы, греки, римляне!... Гордо красуется в своем величественном спокойствии в Театральном проезде великий изгнанник Иван Федоров!...

Театральный проезд, Открытие памятника Ивану Фёдорову, 27 сентября 1909
Театральный проезд, Открытие памятника Ивану Фёдорову, 27 сентября 1909

Я счастлив тем, что я москвич, ибо ни один город в России, кроме Москвы, даже Петербург, не поставили памятник этой подлинной культуры, а ведь, кто знает, не будь Ивана Федорова, быть может не было-бы и самого Петербурга!...

- о -

26 с/м "похититель" получил зарплату и благодаря этому я смог вчера истратить культурно 10 рублей...
Деньги небольшие; однако в начале четвертого - днем я уже снова приветствовал величественных из нержавеющей стали рабочего и колхозницу перед главным входом на Вс. С-Х. Выставку.

Скульптурная группа «Рабочий и колхозница», 1939
Скульптурная группа «Рабочий и колхозница», 1939

Прилагаемый билет в цирк и быстрым аллюром через половину территории выставки сразу атакую павильоны коневодства...



У павильона «Коневодство», 1955-1965
У павильона «Коневодство», 1955-1965

Вот нервные с вздрагивающими ноздрями, почти с вечно в движении ушами, с шелковистой кожей, отливающей то золотом, то бронзой, то черным, то светлым атласом, рысаки и верховые... Вот чудные "мамы" с совсем чудесным потомством... Безукоризненная чистота и порядок.

ВСХВ, у павильона «Коневодство», 1957
ВСХВ, у павильона «Коневодство», 1957

Вскоре начался вывод лошадей на круг.

Площадь Животноводства ВСХВ. Выводной круг, 1954
Площадь Животноводства ВСХВ. Выводной круг, 1954

Вот кавалькада средне-азиатких верховых пород, то боком гарцующих, то рысью стремящихся вперед. Вот кавказские породы. карабашки (Туркменистан, Узбекистан): серые (до бела) с красными попонами и чепраками с всадниками в национальных костюмах, они представляли собою помпезное зрелище; вот на таких лошадях в`езжали триумфаторы сквозь арку победы в столицы...

ВСХВ, выводной круг, 1957
ВСХВ, выводной круг, 1957

Вот особо стройные вторые в мире, после английских, верховые ахал-текинки (Туркмения) Гордые потомки "арабов" они проходят километр в 1 минуту 6 секунд ("англичане" до 54 секунд).
Черно-коричневый оттенок их кожи отливает благородной бронзой...

ВСХВ, выводной круг, 1954-1955
ВСХВ, выводной круг, 1954-1955

А вот и "конь вороной" - представитель почти вымершей во время революции Орловской породы. Он - "Каралл" с карминовыми ноздрями выступает solo и при виде его изящества, величественности и грациозности на ум приходит невольное сравнение с балериной.

ВСХВ, выводной круг, 1957
ВСХВ, выводной круг, 1957

Сидящий на нем шестидесяти четырех-летний Федор Ефимович Глазунов превращает его и впрямь в балерину: начинается демонстрация красивейших "па" высшей школы верховой езды, то и дело покрываемая овацией; и конь и всадник (родившийся среди лошадей и, вероятно, как Гулливер сам превратившийся в "гуигнгнма") радостно-довольны и готовы продолжать дальше, оба брызжа (старик тоже вспотел) благородной пеной у рта. Но распорядитель говорит: "Время, и их сменят новые "голубой" крови животные. Вот примадонны мира "англичане"; на солнце их кожа становится совсем золотистой...

ВСХВ, выводной круг, 1954-1955
ВСХВ, выводной круг, 1954-1955

Вот снова наши "рекордисты" - орловские рысаки... Вот трехлетний першерон сдвинувший почти восемь тонн; вот двухлетний "брабанст", в оболочке которого уместились-бы две обыкновенные взрослые кабылки. Я был в восхищении и в разговоре с двумя девушками-экскурсоводами вспомнил невольно мою историю с "корсо-карнавальным" от 1925 года, когда я, совсем не играющий на бегах, сыграл по принципу: "В любви не везет, - везет в игре"...

ВСХВ. Городок Животноводства, 1954
ВСХВ. Городок Животноводства, 1954

Но время бежит (скоро 19ч. - цирк!) и я спешу в ту часть территории, где я ещё не был ни разу. Любуюсь прудами, на главном из которых бьет фонтан, как-бы из колоса, упоминавшийся много ранее, любуюсь водоплавающими, покрывающими другие пруды...

ВСХВ. фонтан «Колос», 1939
ВСХВ. фонтан «Колос», 1939

Надо закусить (я взял с собой завтрак). Я подхожу к павильончику и 150 грамм водки подымают мое настроение над выставкой; кружка пива дают ему возможность достигнуть самой высокой капли только-что виденного мною фонтана.

Павильон Главпиво. ВСХВ, 1954
Павильон Главпиво. ВСХВ, 1954

Забегаю посмотреть в ресторан - очень неплохо с видом на пруд и почти всю выставку.

Ресторан Главпиво. ВСХВ, 1954
Ресторан Главпиво. ВСХВ, 1954

Заглядываю в павильон "Хладоцентра" - мороженное, благодаря со вкусом оформленному павильону, вероятно, самое вкусное в С.С.С.Р.

ВСХВ. Павильон Главхладпрома, 1939
ВСХВ. Павильон Главхладпрома, 1939

Наконец, по пути, захожу, в какой-то тоже красивый снаружи павильон и вижу, что это великолепнейший самый большой в Москве бар со множеством отдельных стоек, за которыми в униформе стоят "бар-мисс", и перед которыми парадом выстроены высокие круглые табуреты, с мягким сиденьем. Ликеры, коньяки, вина, коктэйли к вашим услугам!... А главное, замечательная ласкающая глаз обстановка. Я очень пожалел, что у меня нет денег и сейчас-же почему-то подумал: как-бы было хорошо рано утром пригласить на выставку славного мальчика 1935 года и, между прочим, посидеть к вечеру в этом баре... Положил посещение бара осуществить непременно...

ВСХВ. Пивной бар, 1955
ВСХВ. Пивной бар, 1955

Купил для "похитителя" помидор (у меня для этого сверх 10-ти рублей, были ещё 3 рубля). Время за 18 1/2 часов, а я в противоположном конце выставки. Аллюром "каралла" я возвращаюсь, все-же, конечно, нарочно другой дорогой и..., наконец-то, впервые в жизни натыкаюсь на передвижку (авто) звукового дневного кино, за которым по прессе слежу уже несколько лет. Я просмотрел хронику о Латвии и мультипликационный (рисованный) фильм "По щучьему велению". Отдельные места экранчика еще не совсем ярки, но... дайте, изобретатели, только об`ем (а первый полнометражный стереоскопический фильм уже снимается), вам останется только совершенствоваться и вы подтвердите мои пророческие слова от 1928 года, когда я утверждал, основываясь на том, что кино не связано ни со сценической коробкой (следовательно, может дать бесчисленное количество мест действия, ни с временем и не зависит от случайного плохого (болезнь, горе и пр.) настроения актера, когда я утверждал, что "Великий Немой", заговорив и облекшись в прекрасные краски цветов, приобретя третье измерение, подымется выше оперы, балета, драмы, комедии и симфонии...

- о -

Но, вот, я в цирке... Со времен своего "Акробата" я особенно стал неравнодушен к полетам на трапециях и вообще тому, что делается под куполом и на этот раз взял билет в цирк лишь потому, что анонсировались "Канатоходцы". К сожалению, этот номер показан не был. И хотя остальные номера я почти все видел, даже большинство 24 с/м в Ц.П.К.и О. все-же я не был так разочарован, как это могло-бы ожидаться.

Зеленый театр ВСХВ, 1939
Зеленый театр ВСХВ, 1939

Прежде всего "у ковра" оказался опять-таки "Чаплин" - Константин Мусин, которого вообще можно смотреть без конца, т.к. он перещеголял Каранд'аша (Румянцева).

Карандаш (настоящее имя Михаи́л Николаевич Румянцев (1901 — 1983) — советский артист цирка (клоун), актёр
Карандаш (настоящее имя Михаи́л Николаевич Румянцев (1901 — 1983) — советский артист цирка (клоун), актёр

В этот раз опять блистал и буквально почти после каждого номера, он шаржировано (но там не менее чувствовалось, что он может это-же сделать и нормально хорошо) показывал, что может быть участником этого номера - будь-то клоунада, акробатика, эксцентрика и т.д.; с Дуровым он ведет почти весь номер, как член труппы (второй после Дурова).
Нов (а кто не любит новинки!) и оригинален номер "Пат без паташона". Артист выступает со скрипкой, представляющей собой две верхние плоскости двух скрипок как бы склеенных "спинами" (имеются два грифа и два аккорда струн); причем склеены они неправильно - грифы, а следовательно, и остовы находятся друг к другу под углом. Он начинает силой пытаться сдвинуть грифы и остовы вместе и не произнося ни одного слова (весь номер без одного слова), заставляет мимикой, движением тела и рук и ног с помощью некоторых аксессуаров (напр. стула), причем не грубо, а мягко-культурно, смеяться весь цирк. Наконец он в отчаянии решает оставить все по прежнему и начинает играть попеременно: то на одной стороне скрипки, то на другой "Ich Ku"sse Ykre Hand Madam" и как играть - вполне достойно салонного джаза. Затем он переходит на "Одесского Мичмана", причем смычек отброшен в сторону и звуки производятся с помощью рук, причем тональности характерной для оборванных струн с сохранением мелодии и т.д. - очень оригинальный номер...


29
19 ---- 40 г. 14 ч. 35 м. Х.
VIII

Сегодня я встал ранее 5 ч. утра. Ездил в очередь на Марьину Рощу за керосинкой; к сожалению безрезультатно.

17-ый проезд Марьиной рощи, 1950-1955
17-ый проезд Марьиной рощи, 1950-1955

Сейчас очень недурно пообедал (на дессерт впервые в этом сезоне - арбуз), отправил на работу "похитителя" и приступаю к окончанию вчерашнего... Меня вчера прервали. Но прежде отмечаю следующее: сегодня ровно три месяца, как "Князь Курбский от царского гнева бежал"... Меня очень беспокоит судьба Курбского, т.к. царь грознее самого грозного...

- о -

Следующий номер "Китайские прыжки", тоже редко за последнее время встречающийся номер: акробат дает себя поднять над ареной, зажав между лопаток металлическую пластинку, прикрепленную к блоку, и проделывает насколько упражнений. Затем последовали "Бим-Бом" (Радунский и Камский), все ещё поддерживающие знамя былой славы этих непревзойденных музыкальных клоунов (настоящая пара, по моему, преемники, хотя Радунского я уже давно знаю, как члена этого дуэта. Вспоминаются сейчас фамилии Тарин и Вильтзак и др.)
Этот номер уже не блещет для меня былым едким юмором, переходившим нередко в сатиру, хотя он и пользуется неизменным успехом; однако все-же, отдавая дань воспоминаниям о детстве и юности, всегда смотришь его с некоторой теплотой в сердце... "Икарийские игры" - очень четко работающая группа среди которой выделяется мальчик лет восьми... Непременный член каждой цирковой программы "табло" лошадей (сейчас под управлением Лейли)... Все II-ое отделение целиком было занято Юрием Вл. Дуровым, также как и "Бим-Бом", родным по детству (собственно, не он, а его предшественник), но не опустившим ни на один миллиметр стяг славы своих предков.

Юрий Владимирович Дуров (1910—1971) — советский и российский артист цирка (дрессировщик, клоун)
Юрий Владимирович Дуров (1910—1971) — советский и российский артист цирка (дрессировщик, клоун)

Номер он открыл передом, в котором церемониальным маршем по арене прошелся целый зверинец верблюдов, лошадей, собак, медведей, козлов и т.д.; впереди ехал он сам на тройке пони, а в арьергарде шествовала слониха и ... держась за её хвост Чаплин-Мусин (который вообще в этом номере все время играл важную роль)
Дуров продемонстрировал 1) гималайского медвежонка-наездника на вороной лошади, 2) целую стаю собак в касках пожарных (Пожар), 3) гималайского медведя на мяче; кроме того бег и кувыркание через голову по барьеру арены; финал - выпивка поллитра, 4) Добермана-математика, 5) морского льва-Пашу, как всегда оказавшегося великолепным жонглером и комиком, 6) голубей, прилетавших на выстрел в ягдташ на дуло ружья и в кастрюлю, и 7) 13-ти летную слониху, без единой ошибки виртуозно проведшую весь номер со всевозможными танцами, фигурами и прочее; между прочим Дуров ложился на арену; слониха шагала через него, один раз нарочно опустив свою "ножку" над самым его лицом, едва не касаясь последнего и на минуту задержавшись на месте; и всё это с грацией, неожиданной для столь грузного животного; она же и ложилась на Дурова (на крест), не причиняя ему ни малейшего ни только вреда, но и беспокойства; в апофеозе, она любезно подставила Дурову свою переднюю ногу и усевшегося к ней на хобот учителя торжественно пронесла через арену к выходу.

Юрий Владимирович Дуров (1910—1971) — советский и российский артист цирка (дрессировщик, клоун)
Юрий Владимирович Дуров (1910—1971) — советский и российский артист цирка (дрессировщик, клоун)

- о -

Было уже давно темно и выставка пышно сияла всеми своими огнями, когда я вышел из цирка. Я залюбовался чудным цветным фонтаном, собственно группой фонтанов на главной площади. Эта группа вполне достойна Петергофа и своими меняющимися нежными тонами удивительно ласкает глаз - прямо не хочется уходить.

Фонтаны ВСХВ, 1939
Фонтаны ВСХВ, 1939

Однако я успел забежать ещё в несколько павильонов, в том числе "Украина" и "Север" (в которых я ещё ни разу не был). В последнем я остановил свое внимание главным образом на Коми А.С.С.Р. и, в частности, на знаменитом Усть-Выме... ("Дела минувших дней...", Эх-хе-хе!...) Выставка экспонирует и богатства недр нашей родины; тем не менее в экспонатах Коми среди нефти, угля Воркуты и пр. я не нашел радия или даже упоминания о нем; зато из диаграммы узнал, что жел. дорога Котлас-Воркута должна быть закончена в 1941 году...

ВСХВ. Павильон Ленинград и Северо-восток РСФСР, 1939
ВСХВ. Павильон Ленинград и Северо-восток РСФСР, 1939

Это, в главном, все, что мне удалось проделать в этот раз на Выставке. Бывать там нужно, бывать без конца и, повторяю, у меня очень "чешутся ноги" побывать на ней (и в частности, в баре) ещё на этой неделе

- о -

Хотел было отправится сегодня на канал "Москва-Волга" (я там не был месяца уже два), но изменилась погода: как-бы не пошел дождь.

Речной вокзал в Химках, 1939
Речной вокзал в Химках, 1939

Решил сегодня, как и вчера, никуда не ходить и посветить досуг чтению и радио...

2/IX 40 г. 12 ч. 55 м. Х.

Вчера, после 25-ти дневной поездки в деревню к нам в гости приехала моя единственная крестница с родителями (из-за этого я не попал на демонстрацию в честь 26-ой годовщины Межд. Юнош. Дня). Девочка выросла, пополнела и выглядит ещё на много лучше, чем ранее... 15/IX ей будет год, но ей и сейчас уже можно дать больше: она великолепно ходит, даже бегает, слегка танцует (вчера под патефон даже пошла сама без приглашения), имеет уже восемь зубков, говорит мама и часто заливается серебристым смехом. Предоставив им свою кровать, мы с "похитителем" легли на террасе. Однако в 2 1/2 часа утра мы вынуждены были переселиться в комнату, т.к. пошел дождь, а крыша на террасе течет. И стоит сейчас серый осенний день с непрекращающимся дождем. Одним словом Сентябрь начался "сентябрём..." Для сохранения некот. моментов политической и др. сторон жизни вкладываю в конец этой тетради два № № "Известий" за 30 и 31 августа.

Сейчас гости после завтрака легли отдохнуть, я сел за любимое дело.

Tags: 1940, дневник москвича
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments