А полностью название открывшейся сегодня выставки в Царицыно звучит так ««Воображаемый Восток: Китай по-русски. XVIII – начало XX века». Странное какое-то, правда? Но я, отправляясь туда еще до официального открытия, решила заранее даже не вникать, мне было достаточно одновременного упоминания Китая и прошлых веков. Для меня это уже прямой повод скорее бежать и смотреть.
Поэтому бежала, смотрела, читала стенды, слушала директора музея-заповедника Наталью Юрьевну Самойленко и куратора выставки Ольгу Александровну Соснину на пресс-конференции, снова смотрела… А вот как рассказывать? Подробно обо всем услышанном? С объяснениями, что за чайничек и почему тарелка? Скучно же будет, такие подробности интересны только во время самого процесса, когда одновременно впитываешь впечатления и информацию, так что я лучше - в самых общих чертах.
Так вот выставка эта не про Китай! Да-да, не про Китай. Она про китайщину в России. Царицыно, Большой дворец, культурологи, участие экспонатов из 13-ти московских и санкт-петербургских музеев, Российской Государственной библиотеки, и вдруг такая словесная грубятина? Нет, конечно, такое слово вряд ли упоминалось в высоких дворцах, там все больше на французский манер: «стиль шинуазри» - подражание китайскому, псевдокитайское в искусстве, в интерьерах, в одежде. Выставка – своего рода срез русской культуры, увлеченной Китаем от времен Петра I до… до тех времен, когда стало уже не до Китая.
Зал – эпиграф. В нем всего-то три предмета. Две вазы императорских заводов, отстоящие друг от друга века на полтора, и третий, не умещающийся в понимании вообще.
Риза-фелонь, предмет церковного облачения православного священника, не раз использовавшаяся по назначению и при этом сшитая из китайского шелка с драконами! Нет, служба, кадило, «Отче наш» и драконы!
Ну, а дальше – праздник для любителя той самой «китайщины»: предметы из Кунсткамеры Петра I и другие вещи подлинного Китая, полученные в подарок и привезенные из путешествий, коллекции императорских дворцов и дворянских усадеб, сделанное в стиле шинуазри в Европе и России, руками мастеров и дилетантов, шелк и чай, как элементы культуры купеческой, свидетельства увлечения не только предметами, но и конфуцианством… Роскошь, а не выставка! Само оформление залов – уже отдельное удовольствие: ни одного похожего, музыка, волшебный фонарь, свет, тени … Смотреть и смотреть. Самому, по возможности.
А это – немножко настоящего Китая на выставке про Китай русский) Почему-то с фотоаппаратами я там видела исключительно женский китайский пол.
Поэтому бежала, смотрела, читала стенды, слушала директора музея-заповедника Наталью Юрьевну Самойленко и куратора выставки Ольгу Александровну Соснину на пресс-конференции, снова смотрела… А вот как рассказывать? Подробно обо всем услышанном? С объяснениями, что за чайничек и почему тарелка? Скучно же будет, такие подробности интересны только во время самого процесса, когда одновременно впитываешь впечатления и информацию, так что я лучше - в самых общих чертах.
Так вот выставка эта не про Китай! Да-да, не про Китай. Она про китайщину в России. Царицыно, Большой дворец, культурологи, участие экспонатов из 13-ти московских и санкт-петербургских музеев, Российской Государственной библиотеки, и вдруг такая словесная грубятина? Нет, конечно, такое слово вряд ли упоминалось в высоких дворцах, там все больше на французский манер: «стиль шинуазри» - подражание китайскому, псевдокитайское в искусстве, в интерьерах, в одежде. Выставка – своего рода срез русской культуры, увлеченной Китаем от времен Петра I до… до тех времен, когда стало уже не до Китая.
Зал – эпиграф. В нем всего-то три предмета. Две вазы императорских заводов, отстоящие друг от друга века на полтора, и третий, не умещающийся в понимании вообще.
Риза-фелонь, предмет церковного облачения православного священника, не раз использовавшаяся по назначению и при этом сшитая из китайского шелка с драконами! Нет, служба, кадило, «Отче наш» и драконы!
Ну, а дальше – праздник для любителя той самой «китайщины»: предметы из Кунсткамеры Петра I и другие вещи подлинного Китая, полученные в подарок и привезенные из путешествий, коллекции императорских дворцов и дворянских усадеб, сделанное в стиле шинуазри в Европе и России, руками мастеров и дилетантов, шелк и чай, как элементы культуры купеческой, свидетельства увлечения не только предметами, но и конфуцианством… Роскошь, а не выставка! Само оформление залов – уже отдельное удовольствие: ни одного похожего, музыка, волшебный фонарь, свет, тени … Смотреть и смотреть. Самому, по возможности.
А это – немножко настоящего Китая на выставке про Китай русский) Почему-то с фотоаппаратами я там видела исключительно женский китайский пол.