galik_123 (galik_123) wrote in moya_moskva,
galik_123
galik_123
moya_moskva

Categories:

Москва в русской живописи и поэзии

Оригинал взят у galik_123 в Москва в русской живописи и поэзии

Луи Пьер-Альфонс Бишебуа (1801–1850). Вид Лубянской площади. 1840-е годы

В 40-е годы XIX века за Москвой окончательно укрепилось признание права быть исторической и национальной столицей.
Эта мысль содержится во многих стихотворениях разных поэтов, например в популярном в своё время стихотворении К.С. Аксакова "Москва":

"Столица древняя, родная -
Её ль не ведает страна?
Её назвать, и Русь святая
С ней вместе разом названа,
У ней с землёй - одна невзгода;
Одно веселье - общий труд.
Её дела, любовь народа
Ей право вечное дают."

Общенациональный характер Москвы способствовал тому, что уроженцы других мест России, приезжая в Москву, ощущали её как родной город. И не только России - сколько европейских художников, музыкантов, архитекторов, деловых людей приезжали в Москву и оставались здесь надолго или селились навсегда.
О Джузеппе Дациаро (1806 - 1865) известно, что приехав в Россию из Италии, к началу 1830-х годов он, будучи уже купцом 2-й гильдии, занимался в Москве продажей литографированных эстампов и имел два магазина на Лубянке и Кузнецком мосту. В 1849 году стал владельцем магазина в Петербурге, а несколько лет спустя вывеска с его именем появилась и на Итальянском бульваре - в одном из самых престижных мест Парижа. Для печати литографий Дациаро сначала пользовался услугами петербургской мастерской К.И. Поля, а с середины 1840-х годов он отдавал предпочтение полиграфической базе Европы: его основным партнёром стала парижская типография Лемерсье. К работе привлекался широкий круг живописцев и литографов того времени. Среди них: Луи Пьер Альфонс Бишебуа, Филипп Бенуа, отец и сын Арну, Адольф Жан Батист Байо, Луи Жюльен Жакотте, Шарль Клод Башелье, Виктор Винсент Адам.


Иллюминация на Театральной площади во время коронации Александра II. Ж.А. Дюруи, Л.Ж. Жакотте, Ш.К. Башелье с оригинала В.С. Садовникова. 1856. Лист, посвященный коронационным торжествам в Москве 1856 года. Дациаро. Литография с тоном.



Вид Большого театра. Ж.Б. Арну с оригинала И.Е. Вивьена. Сер. 1840-х - 1850-е. Лист из альбома "Виды Москвы" Дациаро. Литография, акварель, белила, лак.



Общий вид Кремля. Л.П.А. Бишебуа. Сер. 1840-х – 1850-е. Лист из альбома "Виды Москвы". Дациаро. Литография, акварель, белила, лак.



Церковь Св. Василия Блаженного. Л.П.А. Бишебуа и В.В. Адам. Сер. 1840-х - 1850-е. Лист из альбома "Виды Москвы" Дациаро. Цветная литография, акварель, лак.



Дворянский институт, бывший дом Пашкова. Л.П.А. Бишебуа, М.Ш. Фишо, А.Ж.Б. Байо (фигуры). Сер. 1840-х – 1850-е. Лист из альбома "Виды Москвы" Дациаро. Литография, акварель, белила, лак.

Выход в свет литографированных альбомов с видами Москвы и Петербурга фирмы Дациаро стал одним из самых крупных и известных издательских проектов того времени. Литографии, составившие эти альбомы, продавались не только в магазинах фирмы Дациаро в Москве, Петербурге и Париже, но и в Лейпциге, Амстердаме, Лондоне и других европейских городах. Они пользовались большим спросом, хотя стоили недешево. Успех дациаровских изданий объяснялся их художественной и историко-культурной ценностью. Литографии были мастерски нарисованы и качественно напечатаны. Кроме того, в отборе материала издатель удачно ответил запросам и русской, и иностранной публики: в России 1840-е годы стали временем всеобщего увлечения отечественной историей, а в Европе после победы российских войск над Наполеоном воцарилась мода на все русское.

Tags: Архитектура, Большой театр, живопись, искусство, история, лубянка
Subscribe

Recent Posts from This Community

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments