galik_123 (galik_123) wrote in moya_moskva,
galik_123
galik_123
moya_moskva

Categories:

Москва в русской живописи и поэзии

Оригинал взят у galik_123 в Москва в русской живописи и поэзии

С.И. Светославский. Из окна Московского училища живописи, 1878. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея

На Мясницкую улицу в дом Юшкова, приписываемый Баженову, училище переехало в 1845 году. Сейчас в этом здании располагается Российская Академия живописи, ваяния и зодчества, ректором которой является художник Илья Сергеевич Глазунов. Возможность написать такой вид Москвы из окна академии существует, но церковь Фрола и Лавра, главы которой изображены на полотне, осталась в прошлом.

Зодчество церквей старинных,
Современный прихотливый свод,
Много зданий - высоких длинных,
Улицы неуверенный поворот.

Приходящих теней вереница,
Отрывки неугаданных слов,
Женские мимолётные лица
И смутная память шагов.
15 марта 1899

Это стихотворение написано Валерием Яковлевичем Брюсовым (1873-1924), первым настоящим поэтом послереформенной капиталистической Москвы. Город, в котором многие просто живут, стал для Брюсова естественной средой обитания, источником вдохновения и темой его поэзии:

Я люблю большие дома
И узкие улицы города.
...
Город и камни люблю,
Грохот его и шумы певучие.
29 августа 1898



С.И. Светославский. Москворецкий мост. Холст, масло. Киевский государственный музей русского искусства

Художник Сергей Иванович Светославский (1857-1931) родился в Киеве в дворянской семье. В Московском училище живописи, ваяния и зодчества Сергей Светославский настолько успешно проходил курс обучения (1874-1882) у А.К. Саврасова, В.Г. Перова, В.Д. Поленова, что своей первой самостоятельной работой "Из окна Московского училища живописи" (1878) порадовал не только своих учителей, но собирателя русской живописи П.М. Третьякова, который приобрел картину для своей коллекции.
Картина имела и другое важное значение для С. Светославского: она положила начало циклу картин, написанных будто из окна того или иного здания: "Из окна Московского училища живописи", "Постоялый двор в Москве" (1892). Художник стремился показать не только парадные виды города, напротив, его дворик несёт чувство сострадания к неустроенности городской жизни.


С.И. Светославский. Постоялый двор в Москве. (Извозничий двор в Замоскворечье), 1892. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея

С конца 1883 года С.И. Светославский постоянно проживал в Киеве. В 1891—1900 годах художник был членом Товарищества передвижников. 1900-е годы стали для него временем напряженных, творческих поисков формы, способной противостоять этюдности, все более проникавшей тогда в пейзажную живопись. С.И. Светославский, также как И.И. Левитан, М.В. Нестеров и другие художники, мечтавшие о создании "выставок нового типа", вышел из состава товарищества. Он начал экспонировать свои работы на выставках объединения "Мир искусства" (1901 - 1902) и "36 художников" (1902).
С.И. Светославский совершал длительные путешествия по Украине, Кавказу, бывал в Средней Азии, создавая по результатам поездок картины, несущие своеобразие окраин тогда еще Российской империи. К сожалению, болезнь глаз наложила с начала 1920-х годов не позволила дальше работать художнику.


Tags: Москва, живопись, культура, старая Москва
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments