moscow_i_ya (moscow_i_ya) wrote in moya_moskva,
moscow_i_ya
moscow_i_ya
moya_moskva

"Он заслужил покой"

Оригинал взят у moscow_i_ya в "Он заслужил покой"


В день всех влюбленных я рассказываю про завершение (??) приключений памятника "самой московской" истории любви. Он заслужил покой, как и его герои, он наконец-то получил пристанище. Надолго ли?
Думаю, вы поняли: это про Мастера и Маргариту.
Я уже не раз писала про странную историю этого странного памятника (раз, два), повторю вкратце содержание "предыдущих серий".

Все началось с проекта памятника на Патриарших прудах Михаилу Булгакову и героям его романа. Проект Александра Рукавишникова предусматривал установку на берегу Патриарших прудов 12-метрового бронзового примуса-фонтана, фигур Левия Матвея и Понтия Пилата, Мастера и Маргариты, кота Бегемота и самого Иешуа, как бы идущего по воде прочь от Михаила Булгакова, который наблюдает за своими героями со сломанной скамейки. Проект так и не был реализован, благодаря протестам общественности, особое возмущение вызвал гигантский примус, который многие воспринимали не иначе как «символ дьявольщины». Впрочем у автора несколько иной взгляд на эти события:
"Скандал был наполовину политический... И, естественно, никому из нас не дали возможности объяснить замысел памятника."

Потом было объявлено, что композиция будет установлена на Воробьевых горах, в районе Андреевского пруда. При этом члены градостроительного совета высказали пожелание поменять злополучный примус на автомобиль, на котором Мастер и Маргарита «покинут Воробьевы горы и улетят в небеса»... Семиметровая черная машина по замыслу автора должна была взлетать с откоса в сторону Лужников.

Когда было согласовано новое место, автор скептически предположил: "Да нет, опять наверняка придут. Им же скучно... Пускай. Я уверен - скульптуры, как и рукописи, не горят."
Рукавишников оказался прав. РПЦ не понравилось соседство памятника с Андреевским монастырем, и после 2004 года следы проекта теряются.

А через несколько лет...в запертом дворике (снимать и разглядывать - через забор) на задворках Дома книги на Новом Арбате (по неподтвержденным данным, двор мастерской Рукавишникова) возникли четыре скульптуры - "Отдыхающий Пушкин" и три фрагмента того самого памятника. У Мастера с Маргаритой лица, закрыты волосами "(чтобы не персонифицировать, у каждого ведь свои Мастер и Маргарита)". Были во дворике Коровьев с Бегемотом и громадный автомобиль: "...буланая открытая машина, только на шоферском месте сидел не обычного вида шофер, а черный длинноносый грач в клеенчатой фуражке и перчатках с раструбами."

Коровьев с Бегемотом переехали через несколько лет к входу в Булгаковский дом, а три остальных скульптуры так и стояли во дворе, превратившись в одну из самых интересных неформальных достопримечательностей Москвы. Пока наконец летом 2015 года они не переехали к входу в арт-пространство Рукав семьи Рукавишниковых (Земляной вал, 59, строение 2). Сначала возник автомобиль, а через несколько дней на его сиденье автомобиля вдруг оказались парящие в воздухе Мастер и Маргарита. Странное сочетание... впрочем, может ли быть иначе в этой истории?
Сначала было неясно, надолго ли этот "вернисаж", но доехав я убедилась, что при нем появился камень с надписью, по-видимому, "узаконивший" именно это пристанище Булгаковских героев.

Итак, Москва обзавелась очень неожиданным и (на мой вкус) пронзительным памятником. Если вы едете по наружной стороне Садового кольца, проехав Таганку, внимательно смотрите направо - и перед вами промелькнут влюбленные, парящие над автомобилем.
А что, возможно, не так уж плохо и получилось?

Съемки оставляют желать лучшего, поэтому я добавила пару кадров, снятых несколько лет назад "из-за забора".

2.


3.


4.


5.


5а.


6.Кому непонятно, это задняя часть машины.


7."Фара"


8.


9.


9а.



Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments