galik_123 (galik_123) wrote in moya_moskva,
galik_123
galik_123
moya_moskva

Categories:

Москва в русской живописи и поэзии

Оригинал взят у galik_123 в Москва в русской живописи и поэзии

Б.Ф. Рыбченков.Театральная площадь, 1936. Холст, масло

На рубеже XIX-XX веков в русской архитектуре промелькнул стиль модерн. Однако когда новые здания появились на улицах Москвы, никакого особого ликования рождение нового стиля, по-видимому, не вызвало. После долгих поисков, обнаружилось, что русские художники начала XX века не очень-то стремились изображать сооружения с признаками нового стиля. Только к концу XX века модерн обрел статус общественно признанного большого стиля в архитектуре, и вообще, в искусстве

Последний поэт Серебряного века Валерий Яковлевич Брюсов одним из первых русских поэтов обратился к городской теме. Вся жизнь Брюсова неразрывно связана с Москвой. В переулках между Цветным бульваром и Сретенкой прошли детские и юношеские годы жизни будущего поэта. Все пятьдесят с небольшим лет поэт прожил в Москве.
В редакцию "Весов", которая располагалась в здании гостиницы "Метрополь" на Театральной площади, поэт приходил обычно пешком. На вопрос, почему он не нанимает извозчика, Валерий Яковлевич неизменно отвечал: "Такая прогулка по оживленным московским улицам мне необходима. Когда я иду в редакцию, почти всегда сочиняю стихи".
Брюсов помнил Москву начала 80-х годов ХIХ века, знал город времени мировой войны и жил в нём после революции. Москва, меняющая свой облик, и каждый раз вызывающая тихую грусть у тех, кто еще помнит, как выглядели старые московские улочки и дома, описана в стихотворении 1909 года "Я знал тебя, Москва, еще невзрачно-скромной…"

Я знал тебя, Москва, еще невзрачно-скромной,
Когда кругом пруда реки Неглинной, где
Теперь разводят сквер, лежал пустырь огромный,
И утки вольные жизнь тешили в воде;
Когда поблизости гремели балаганы
Бессвязной музыкой, и ряд больших картин
Пред ними — рисовал таинственные страны,
Покой гренландских льдов, Алжира знойный сплин;
Когда на улице звон двухэтажных конок
Был мелодичней, чем колес жестокий треск,
И лампы в фонарях дивились, как спросонок,
На газовый рожок, как на небесный блеск;
Когда еще был жив тот «город», где героев
Островский выбирал: мир скученных домов,
Промозглых, сумрачных, сырых, — какой-то Ноев
Ковчег, вмещающий все образы скотов.
Но изменилось всё! Ты стала, в буйстве злобы,
Всё сокрушать, спеша очиститься от скверн,
На месте флигельков восстали небоскребы,
И всюду запестрел бесстыдный стиль — модерн...
                                    Валерий Брюсов,1909 год

Несколько слов о художнике, на картине которого видим Метрополь, но уже 40-х годов XX века. Борис Фёдорович Рыбченков (1899-1994)  - живописей, график. Автор пейзажей, тематических полотен, иллюстраций. Учился в Киевском художественном училище (1915-1918), Академии художеств в Петрограде (1920) у Н.И. Альтмана, во Вхутемасе в Москве (1921-1925) у Л.С. Поповой, А.Д. Древина, А.В. Шевченко. Был членом художников РОСТ (1928-1929) и группы 13 (1923-1932). Заслуженный художник Российской Федерации. Много путешествовал по Советскому Союзу, работал в Узбекистане. Основной темой творчества является городской пейзаж. Работы художника находятся в ГТГ, ГРМ.

Tags: Метрополь, Модерн, Москва, архитектура, живопись
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments