galik_123 (galik_123) wrote in moya_moskva,
galik_123
galik_123
moya_moskva

Category:

Арбатская церковь Спаса на Песках

Оригинал взят у galik_123 в Арбатская церковь Спаса на Песках


Между Старым и Новым Арбатом есть маленькая площадь, как раньше говорили, площадка. Названа она по имени церкви Спаса Преображения, "что на Песках", - Старопесковской. Каменная церковь, которую мы видим сейчас, была построена в начале XVIII века на месте старой деревянной церкви. Если внимательно посмотреть на заглавную фотографию, то в памяти обязательно всплывёт очень известная картина знаменитого русского художника, - настоящий символ Москвы, которой нет. А церковь эта - одна из уцелевших на Старом Арбате. Наверное, вы уже догадались, что это за картина.
Именно эта церковь изображена на картине Василия Поленова "Московский дворик", -  но только в начале лета. Поленов так описывал историю создания картины: "Я ходил искать квартиру. Увидал записку, зашел посмотреть, и прямо из окна мне представился этот вид. Я тут же сел и написал его". Потом этюд был переписан на холсте.


В.Д. Поленов. Московский дворик, 1877. Третьяковская галерея

А вот той церкви, которая видна справа вдалеке, действительно нет. Это церковь Николая Чудотворца, что в Плотниках, - утраченный православный храм, находившийся на Арбате, на месте нынешнего жилого дома по адресу №45/24.


Церковь Николая Чудотворца в Плотниках, 1881

Спасопреображенский храм был построен в 1711 году. Ранее на этом месте находилась деревянная церковь стрелецкой слободы, известная с 1642 года.




Во время пожара 1812 года кровля частично обгорела, а церковь была разграблена мародёрами. Но спустя два года храм восстановили.




В 1849 году была сооружена церковная ограда. В 1891 году церковные ворота, сооружённые в стиле псевдоготики, были соединены с колокольней притвором и стали главным порталом церкви.




Этот традиционный московский пятиглавый храм с шатровой колокольней стал одним из последних, завершенных до введённого Петром I запрета на каменное строительство.




Архитектура храма характерна для московских церквей конца XVII века. Четверик (основной объём) с пятиглавием и шатровую колокольню соединяет низкая трапезная. Приделы храма расположены несимметрично. Это классический образец московской посадской церкви рубежа XVII-XVIII веков.




Элементы декора церкви соответствуют духу XVII века



Спасопесковский храм закрыли в 1933 году. Здание церкви отдали под мастерские "Союзмультфильма". В 1991 году распоряжением Правительства Москвы храм был передан Патриархии.

Tags: Арбат, архитектура, живопись, культура, храм
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments