galik_123 (galik_123) wrote in moya_moskva,
galik_123
galik_123
moya_moskva

Category:

В Большом Афанасьевском переулке

Оригинал взят у galik_123 в В Большом Афанасьевском переулке


Возвращаюсь к теме постепенного изменения облика арбатских переулков, где современные здания соседствуют с исторической застройкой, вклиниваясь и вытесняя её. Ещё один пример - три рядом стоящие здания в Большом Афанасьевском переулке.

1. На углу Сивцева Вражка и Большого Афанасьевского стоит церковь святителей Афанасия и Кирилла Александрийских. Название Афанасьевских переулков возникло в XVIII веке как раз благодаря тому, что здесь был этот храм.




2. Впервые храм святителей Афанасия и Кирилла упоминается в документальных источниках XVII века. Однако одна из могильных плит на церковном погосте имеет дату 1565 года, что указывает на более раннее время основания храма. Предполагается, что стоял он на подворье Кирилло-Белозерского монастыря, что находится в Вологодской области. Изначально храм, как и большинство церквей того времени, был деревянным, но уже в 1722 году есть свидетельства о каменном храме на этом месте. Остатки старых стен указывают, что был он пятикупольным.




3. В истории храма 1812 год стал знаменательным. Во время войны с Наполеоном из Смоленска в Москву вывезли особо почитаемую святыню - Смоленскую икону Божией Матери "Одигитрия". Храм Афанасия и Кирилла оказался на пути шествования иконы к Успенскому собору Кремля, и какое-то время икона находилась именно здесь. Лишь потом Смоленскую икону Крестным ходом перенесли в Кремль.




4. Разорённый в 1812 году храм был обновлён в 1815 -1817 годах на средства дочери полковника Прасковьи Петровны Юшковой.




5. В 1836 году началась перестройка церкви, видимо, из-за того что она обветшала. В стиле ампир полностью перестроили трапезную, воздвигли новую колокольню с высоким шпилем, а над четвериком - крупный световой барабан. Строительство шло медленно, несмотря на то что пожертвования не иссякали. Даже известный поэт и дипломат Фёдор Тютчев был одним из благотворителей церкви.




6. Освящение храма состоялось лишь в 1856 году, причем по желанию одного из основных жертвователей главный престол был переосвящён в честь Воскресения Словущего. Теперь храм превратился в Воскресенский, но прихожане по привычке называли его храмом Афанасия и Кирилла по одному из приделов.




7. К 1870-м годам храм снова обветшал и требовал расширения. К концу XIX века церковь приобрела современный вид. Алтарные апсиды всех трех приделов были выровнены в одну линию.




8. После революции в Воскресенской церкви до начала 1930-х годов ещё шли богослужения, но затем храм у верующих отобрали. В здании церкви располагались то склады, то различные предприятия.




9. В 70-е годы здесь располагался электромеханический завод, который при подготовке к Олимпиаде-80 вывели в другое место, предполагая перепланировать храм под концертный зал органной музыки. Но и эти планы не осуществились, и 7 апреля 1992 года, через 60 лет после закрытия, здание было возвращено верующим.




10. Уже 5 ноября 1992 года вновь освятили придел в честь Афанасия и Кирилла, патриархов Александрийских. Начались богослужения, параллельно шла реставрация, собирались святыни храма. 11 сентября 1993 года Крестным ходом вернули из храма Воскресения Словущего на прежнее место главную храмовую икону - святителей Афанасия и Кирилла. В те годы этот храм был известен своей богатейшей книжной лавкой, в которой можно было приобрести самые редкие издания. Через 10 лет, 14 января 2003 года на Сретение, был освящён главный престол храма, как и прежде, в честь Образа Спаса Нерукотворного.




11. Рядом с храмом, почти вплотную к нему, по адресу Большой Афанасьевский, №8 находится особняк, построенный в 1998 году. Это дом приёмов "Лукойл", архитекторы М. Филиппов, А. Горелкин, И.Братковский, Н.Пономарёва.




12. Судить не берусь, поскольку  я дилетант в вопросах архитектуры. Однако, есть разные мнения специалистов об этом здании по мотивам московской архитектуры прошлого.




13.




14.




15. А следом видим пример рядовой городской застройки XVIII века - палаты князя Андрея Даниловича Друцкого. Несмотря на обманчивое впечатление, они имеют два этажа. В 1762 году весь участок с постройками был продан князю Друцкому, который владел им всего лишь год, однако палаты известны сейчас именно по его имени. Пожар 1812 года не пощадил участка, он горел, несколько раз перепродавался. К 1860-му году помимо главного дома здесь находились еще жилой флигель, хозяйственный корпус, нежилые пристройки.




16. В середине 1920-х годов тут располагалось отделение Высшего Совета народного хозяйства, связанное со строительством Днепрогэса. Примечательно, что вплоть до 1950-х годов застройка владения в Большом Афанасьевском переулке дошла почти нетронутой.




17. В 1950-х здание претерпело свою первую реконструкцию, во время которой были уничтожены деревянные пристройки, а на их месте возведён новый трёхэтажный жилой дом. В 1970-х годах каменные палаты были отреставрированы: восстановлены фасады и окраска. Интерьеры, к сожалению, восстановлены не были. Сейчас в здании размещается Международная топливно-энергетическая ассоциация.



Вот такие соседи на Старом Арбате...
Tags: Арбат, Дома Москвы, архитектура, достопримечательности, центральный округ, церковь
Subscribe

Recent Posts from This Community

  • Исторические сады в Царицыно

    Итак, недавно посетили уже VII фестиваль исторических садов в парке Царицыно. Стараемся каждый год тут бывать, последние года три были-то точно. Если…

  • Квартира-музей Людмилы Гурченко

    Каких только домов-музеев и квартир-музеев в Москве нет. Вроде уже во многих были, то постоянно обнаруживаешь что-то еще. Так вот наткнулись на…

  • «Ажурный дом», Ленинградский просп., 27

    Шестиэтажный трёх-подъездный крупноблочный жилой дом. Построен в 1936–1940 годах. Архитекторы А. К. Буров и Б. Н. Блохин. Количество квартир: 90.…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments