
За последние несколько лет граффити Москвы и отношение к ним менялись с головокружительной скоростью. Еще несколько лет назад граффити были уделом маргиналов, а их художественная ценность была недоступна для непосвященных. Да и мало кто со стороны всерьез интересовался нелегальным творчеством, портившим стены. Потом, начиная с будок и окраинных пятиэтажек, постепенно началось развитие так называемых легальных граффити.
Перелом произошел летом 2013 года, когда огромные граффити начали буквально нашествие на центральные улицы Москвы. Было немало интересных, хотя и спорных работ, в Москве стали рисовать художники из разных стран, и буквально в считанные месяцы Москва встала в один ряд с признанными граффити-центрами мира. Самым масштабным граффити-мероприятием стал проводившийся летом-осенью 2013 года фестиваль "Лучший город земли" (далее ЛГЗ), в рамках которого мастерами из разных стран создано около 150 граффити: частично привычные будки и "малые формы", но в основном - огромные, высотой в несколько этажей, произведения на улицах города.
В 2015 году тенденция вновь поменялась. Больших граффити вряд ли стало меньше, но их тематика стала иной (о художественных достоинствах дипломатично промолчу), и большинство новых работ сейчас или рекламные, или пропагандистские. Началось закрашивание старых граффити, и вместо многих интересных работ сейчас мы видим чистые стены или нечто, на порядок менее интересное. Самое интересное в мире граффити снова стало происходить в сфере нелегала. Но большинство интересных работ прошлых лет все еще доступны на улицах Москвы.
Два с лишним года назад я составила виртуальную экскурсию Московские граффити. В прошлые выходные я прошла по всему маршруту, совсем немного его изменив. Я убедилась, что большинство граффити на маршруте целы и невредимы, поэтому вновь предлагаю его вашему вниманию. Удивительно и то, что ни одно граффити "нового поколения" (последнего года), которых сейчас много на улицах Москвы, на маршруте мне не попалось. Так что спешите смотреть, пока есть что смотреть.
Фотографии сделаны в разные годы, но вид граффити на старых фото в целом соответствует состоянию на март 2016 года.
Итак, в путь!
Маршрут, который я вам предлагаю, позволяет получить представление о разных вариантах граффити-искусства последних лет, в той мере, в какой это реально сделать в масштабе пешей прогулки (протяженность - около 7 километров). Очень многое останется "за кадром": невозможно объять необъятное.
Наш маршрут начинается от метро Театральная или Охотный ряд, выход к Большому театру. Пройдя по Петровке к пешеходной зоне Кузнецкого моста, на площади перед ЦУМом на стене дома 8/10 по Кузнецкому мосту (угол с Неглинной) мы видим первое граффити, которое может служить своего рода эпиграфом к нашей прогулке: это эмблема фестиваля "Лучший город земли", которому мы обязаны большей частью того, что нам предстоит увидеть. Авторы работы - команд "Zuk Club", с участием Ильи Дружинина (большинство отечественных авторов будет скрыто под никами или названиями "команды"). Как и все работы фестиваля ЛГЗ, оно создано в 2013 году.
2.Далее проходим на Большую Дмитровку, чтобы на торце дома номер 16 увидеть работу бразильского художника Eduardo Kobra (Бразилия - одна из мировых столиц граффити), которая называется "Майя" и посвящена, как легко догадаться, Майе Плисецкой (ЛГЗ). Осенью 2015 года закуток перед граффити благоустроили и назвали сквером Майи Плисецкой
3.Затем переулками выходим на Неглинную, чтобы попасть к Звонарскому переулку, в котором сразу на двух домах есть граффити от ЛГЗ.
Дом 1 - граффити от француза Nelio, называется эта семиэтажная абстракция 1789, по-видимому, в честь французской революции.

4.Дом 5 - гигантская рука от испанского художника Escif

5.Возвращаемся на Неглинную, доходим до Трубной площади, пересекаем ее, проходим совсем немного по Цветному бульвару и чуть правее, на торце дома 15 по Трубной улице видим еще одну работу от ЛГЗ: "Цирк" авторства Алексея Медного (очень к месту размещена, цирк действительно рядом). В настоящее время граффити "дополнено" риторическим вопросом, и хотя я не поклонник "завандаливания", здесь он почему-то представляется уместным и неплохо вписанным в основной сюжет
6.Переулками выходим к Сретенке и смотрим еще одну работу. Это одно из первых больших граффити в центре, и появилось оно, по-видимому, к фестивалю "Дизайн на Сретенке", который состоялся осенью 2010 года. Сохранилась лишь правая часть большого граффити, находящегося на доме между Пушкаревым и Большим Сергиевским пепеулком, зато она в хорошем виде, дополнена рекламой и оформлением дворика поблизости в той же стилистике (спонсор постарался?). Авторы - команда "310".

7.На углу Сретенки и бульвара, в домах 5 и 7 есть еще два граффити, расположенные рядом дру с другом. Граффити, на доме 7 смотрит на Сретенку. Это старый вариант, сейчас название чая замазано. Авторы Zuk Club, работа 2012 года

8.А на бульвар с дома 5 смотрит граффити, выполненное в рамках проекта "Наследие" - изображение деятелей отечественной культуры начала XX века. Этот проект реализовывался в 2014 году. Среди всем известных людей, таких, как Булгаков или Эйзенштейн, был увековечен и архитектор Иван Леонидов - представитель русского авангарда, конструктивизма, мастер «бумажной архитектуры». Работа группы "Картина Репина"

9.Пройдя по бульварам до Мясницкой, сворачиваем с нее в переулок Огородной Слободы, а из переулка - во двор между домами 6 и 10, ориентируясь на спортплощадку. Вокруг нее много граффити - это так называемый хоф. Хоф — траслитированное сокращение от «hall of fame» (зал славы — англ.) - термин, используемый для обозначения мест особой концентрации граффити в городе. Это не совсем "нелегал", поскольку там полуофициально рисовать можно. Но можно не только рисовать, но и располагать свое произведение рядом или поверх другого, получается некий хаос, в котором интересные произведения будут запорчены.
Граффити в хофах быстро исчезают и появляются новые Не знаю, что вы увидите, но с хорошей вероятностью что-то в этом роде.
10.От хофа проходим дальше вглубь двора и выходим в следующий переулок - Большой Харитоньевский, к дому 9. На нем находится граффити с весьма загадочной судьбой (ЛГЗ). Граффити выполнено командой Zuk Club, а автором эскиза числится народный художник и скульптор Салават Щербаков. Фактически оно является вариацией (мягко говоря) с граффити , расположенного в Иерусалиме и изображающего тамошний знаменитый рынок ( подробнее).

11.Из переулка возвращаемся на бульвары, доходим по Покровскому бульвару до Хохловского переулка и отыскиваем двор дома номер 7, где находится так называемая граффити-резервация. Это не совсем хоф, хотя различие неспециалисту понять трудно. Скажу лишь, что граффити здесь сохраняются лучше, и приходя на Хохловку уже несколько лет, я с радостью вижу "старых знакомых" (Больше граффити из Хохловского).

12.
13.Выйдя обратно в Хохловский переулок, идем по нему до улицы Забелина, где сворачиваем во двор дома 3; там, в глубине двора находится, на мой субъективный взгляд, самая интересная (как в художественном плане, так и по замыслу) и самая загадочная работа на нашем пути. Это будка, с четырех сторон оформленная граффити на темы гравюр Дюрера. работа выполнена в 2013 году Максимом Косаткиным (Koma). Только пара фотографий, хотя стоит посмотреть подробнее.

14.

Это последнее граффити в нашей виртуальной экскурсии; от него совсем просто добраться до метро Китай-город. Прогулка закончена.