galik_123 (galik_123) wrote in moya_moskva,
galik_123
galik_123
moya_moskva

Category:

Два дома архитектора Воскресенского

Оригинал взят у galik_123 в Два дома архитектора Воскресенского


Главными работами Флегонта Флегонтовича Воскресенского, принесшими ему известность и признание в Москве, стали эффектные особняки Н.Н Медынцева и Л.И. Гельтищевой. Эти здания были созданы Воскресенским в стиле модерн, а его индивидуальный почерк особенно ярко проявился в оформлении фасадов.

1. В отделке особняков можно заметить общие черты: обе постройки невелики по размеру, при этом очень нарядны. Подробно о доме Гельтищевой уже рассказывала.




2. Особняк в Померанцевом переулке, № 6, был построен в 1907 году для купца Николая Николаевича Медынцева, принадлежавшего к большому купеческому роду Медынцевых, берущему свое начало из города Медынь Калужской области. Медынцевы были и московскими домовладельцами, в разное время в Москве им принадлежали особняки, доходные дома. Н.Н. Медынцев был коллекционером и собирателем. Он планировал разместить в новом особняке свои богатые коллекции фарфора, картин, мебели и других произведений декоративно-прикладного искусства.




3. Согласно правилам модерна, особняк Медынцева в плане ассиметричен, особенно это заметно, если смотреть на расположение главного входа по отношению к арке с тремя окнами. Правая часть дома короче, она насыщена всевозможными декоративными деталями. Левая часть дома более длинная, и несет на себе гораздо меньше архитектурных украшений, что уравновешивает общее впечатление от дома.




4. Сначала дом Медынцева был выкрашен в бирюзовый цвет, а затем его перекрасили в бледно-желтый. В оформлении дома архитектор использовал разнообразный декор - это и различные по форме наличники окон, и висящие небольшие колонки, украшающие вход в особняк, лепнина и яркое мозаичное панно над входом.




5. Дом Гельтищевой, построенный двумя годами раньше, имеет характерную для модерна асимметричную композицию и растительные мотивы в декоре. Фасад украшен витыми решетками, резной лепниной, полихромной мозаикой. Стилистическую принадлежность дома к модерну подчеркивает и использованная в облицовке фасада керамическая плитка, покрытая глазурью - так называемый "кабанчик". Этот материал характерен для оформления московских зданий в стиле модерн. Для облицовки была использована плитка бирюзового цвета, в сочетании с двумя дополнительными цветами - жёлтым и розовато-коричневым.




6. Оба дома украшают майоликовые панно: над аркой входа в особняк Медынцева - панно с розами и осенними листьями, в особняке Гельтищевой мозаика с лилиями размещена над двойным арочным окном и украшает верхнюю часть фасада.




6.




7. В доме Медынцева рельефные изображения чертополоха заполняют тимпаны фронтонов окон первого этажа и подоконные панно. По мнению многих специалистов и знатоков архитектуры, здание построено в стилистике французского модерна Ар-Нуво.




8. Чертополох под окнами первого этажа эркера.




9. Особняк Н.Н.Медынцева хорошо сохранился, не утратив ни одного своего декоративного элемента. Над окнами верхнего этажа тянется фриз из темно-бирюзовой майолики.




10. Фигурная балюстрада расположена над карнизом эркера. Волнообразный аттик с картушем изящно обрамлен ветвями и соцветиями чертополоха.




11.




12. Специалисты считают, что фасад особняка Н.Н.Медынцева весьма близко копирует декор и цветовую гамму доходного дома в Париже, возведенного в 1903 году архитектором Шарлем Клейном. Вероятнее всего, это было условие владельца, Н.Н.Медынцева, известного коллекционера фарфора, который владел апартаментами в этом парижском доме.



Доходный дом архитектора Шарля Клейна в Париже:




13.




14. Обратите внимание на листья и цветы чертополоха вокруг окон дома Гельтищевой - один из любимых мотивов модерна. Имена супругов Гельтищевых - Лидии и Ивана, видны в виде искусно переплетённых букв на фасаде.




15. В 1919-м в доме Медынцева открыли Пролетарский музей, и трудящиеся могли рассмотреть вещи Медынцева, выставленные уже в качестве экспонатов. В 1921 году постройку передали Международному комитету помощи голодающим России во главе со знаменитым норвежским полярником Фритьофом Нансеном. А в 1923-м советское правительство отказалось от международной помощи и закрыло нансеновскую организацию.
Вскоре особняк Медынцева арендовало посольство Франции и продержалось там до 1938 года. После этого здание занимали научные лаборатории, которые уже в наше время превратились в Институт мозга человека им. Н. Бехтеревой. С 1954 по 1955 годы в особняке жил председатель Совета министров СССР Георгий Маленков. Далее, все 1960-е годы здание принадлежало посольству Кубы, потом - посольству Гвинейской Республики. Сейчас, кто в домике живёт, неизвестно.



Архитектор Флегонт Флегонтович Воскресенский (1859-1926) - старший брат Сергея Флегонтовича, тоже архитектора, более известного своими церковными постройками зодчего, и сын известного инженера, строителя гидросооружений на Волге и богаделен. В 1874-1882 годах учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчеств, по окончании получил звание классного художника архитектуры. Начал самостоятельную архитектурную практику с конца 1880-х годов. Вступил в Московское архитектурное общество в 1905 году. Имел обширную частную практику в Москве. В 1910-х годах работал архитектором Страхового общества "Россия", выполнив для него несколько крупных проектов. После Октябрьской революции Ф.Ф. Воскресенский архитектурной практикой уже не занимался.


Tags: Архитектура, Москва, модерн, москва купеческая, прогулки по Москве
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments