Чукаев Павел (starina_chuk) wrote in moya_moskva,
Чукаев Павел
starina_chuk
moya_moskva

Categories:

Первой железной дороге Москвы исполнилось 165 лет

Оригинал взят у starina_chuk в 165 лет Октябрьской железной дороге. История в фотографиях


1 ноября исполнилось 165 лет Октябрьской железной дороге — первой большой железной дороге не только Москвы, но и всей страны. Вместе со всей магистралью юбилей отметила и станция Крюково, без которой, возможно, не было бы современного Зеленограда — округа, в котором я живу. По случаю этой даты решил сделать подборку исторических кадров Крюково и других московских и подмосковных мест и станций, хорошо знакомых пассажирам Ленинградского направления.


Но сначала небольшая историческая справка от Музея Зеленограда. Высочайший указ Николая I, предписывающий начать сооружение железной дороги между Санкт-Петербургом и Москвой, вышел 1 февраля 1842 года.
Сообщение по ней было открыто почти 10 лет спустя. Первыми по вновь построенной железной дороге из Петербурга в Москву были перевезены военные части — с 14 по 16 августа 1851 года на девяти поездах проследовали два батальона лейб-гвардии Преображенского и Семеновского полков, два эскадрона лейб-гвардии Кавалергардского и Конного полков и дивизион гвардейской артиллерии. А 18 августа в 4 часа утра в Москву отправился царский поезд из 9 вагонов. Вместе с остановками он преодолел путь за 19 часов.
Официальное открытие магистрали Петербург–Москва ознаменовалось пуском первого «всенародного поезда». 1 ноября 1851 года в 11 часов 15 минут поезд из 6 вагонов отправился из Санкт-Петербурга. В 9 часов утра следующего дня он прибыл в Москву. Время в пути составило 21 час 45 минут.
При открытии в 1851 году дорога называлась Петербургско-Московской, спустя четыре года — после смерти Николая I — стала называться Николаевской, а в 1923 году была переименована в Октябрьскую.

Насколько я понимаю, самые старые фотографические изображения нынешней ОЖД — это снимки Иосифа Казимировича Гофферта из альбома «Виды Николаевской железной дороги» 1864 года издания. На заглавном снимке — Ленинградский (ранее — Николаевский) вокзал. А ниже — станция Химка (Химская).



Это насыпь и мост через реку Сходню.



А это станция Крюково. Она была всего второй (после Химок) по ходу движения из Москвы. Больше никаких промежуточных станций на этом участке не было. То есть станция Крюково является одной из двух (вместе с Ленинградским вокзалом) старейших железнодорожных станций на территории современной Москвы!



Станция Подсолнечная (город Солнечногорск). Это все кадры из альбома Гофферта.



Но вернемся к станции Крюково. Вот на нее прибывает поезд со стороны Москвы. Вторая половина XIX века.



Крюково была станцией III класса. Здесь паровозы запасались дровами и водой. Для этого русло реки Сходни неподалеку от станции перекрыли плотиной, а на берегу образовавшегося пруда построили водокачку. Сейчас это место называется Школьным озером, хотя иногда встречается и старое название — пруд Водокачка. Сама водокачка стояла на месте нынешней спасательной станции МЧС. Это круглое здание в левой части снимка (фото середины ХХ века из архива Музея Зеленограда). В доме при водокачке, скорее всего, жил обслуживающий ее работник железной дороги.


На самой станции Крюково имелись две водонапорные башни, построенные по типовому проекту архитекора Рудольфа Желязевича. Такие башни стояли у пассажирских платформ в местах остановки паровозов на всех станциях III и IV классов. Дорога сразу делалась двухпутной, и каждая башня обслуживала свой путь, поэтому башни строились парами — одна напротив другой. Башни служили своего рода парадными воротами, обрамлявшими въезд. Внутри них на втором этаже располагался бак для воды, а на первом — устанавливались водоподъемные насосы и паровые двигатели. Из бака вода самотеком подавалась в тендер паровоза через специальный настенный кран. Такие башни до сих пор сохранились в Солнечногорске.



По воспоминаниям бывшего жителя поселка Крюково М.С. Белова (опять обращаемся к исторической справке Музея Зеленограда) станция Крюково в начале ХХ века выглядела следующим образом: «…два деревянных довольно просторных вокзала на московской и петербургской платформах. Против каждого вокзала были устроены круглые палисадники, огороженные низким заборчиком из белых столбов, соединенных железными трубами. Подъездные пути к вокзалам уложены булыжником, для лошадей были устроены коновязи из рельс. С двух сторон стояли колонки, вмонтированные в служебные здания для подачи воды на паровоз, имелся поворотный круг для паровозов, два багажных сарая. Освещались вокзалы, служебные помещения и стрелки керосиновыми лампами. На вокзале на московской стороне стоял иконостас, и каждую субботу проводились богослужения».



Естественно, с главной железной дорогой страны были связаны имена многих исторических деятелей. Например, утверждается, что на этой фотографии конца XIX века запечатлен известный ученый Климент Тимирязев, встречающей у нынешней платформы Петровско-Разумовское поезд из Москвы.



А это Николай II на Николаевском вокзале Москвы, 1904 год.



Сам вокзал в те годы выглядел так.



В здании вокзала был встроенный дебаркадер, под который заходили поезда (фото времен Первой мировой войны из архива РГАИФД). Он находился на месте нынешнего главного зала и был перестроен в ходе реконструкции 1970-х годов.



Мост Московской окружной железной дороги (нынешнего Московского центрального кольца) в месте ее пересечения с Николаевской железной дорогой. Фото 1907–1908 годов. Мы вернемся к этому месту в конце поста.



Переезд через железную дорогу между современными платформами Рижская и Останкино, 1913 год.



А это Химки (тоже 1913 год). Железная дорога — на насыпи справа. В насыпи устроен коллектор для пропуска реки Химки. Сейчас на этом месте Химкинское водохранилище и большой мост.



Станция Сходня в 1914 году (фото из архива Веры Земсковой). Построена она была в 1874-м.



Еще одно фото со станции Сходни той эпохи. Деревянное вокзальное здание простояло до конца ХХ века.



Новая эпоха — новые лица. В 1925 году на территории депо Октябрьской железной дороги близ Ленинградского (тогда — Октябрьского) вокзала был поставлен памятник Ленину на дрезине. Скульптор — Исаак Менделевич.



Вот так памятник выглядит в наше время. Кадр телеканала «Москва 24». Кстати, хотелось бы понять, есть ли к нему свободный доступ.



Два следующих снимка — строительство моста через Химкинское водохранилище в 1930-х годах (помните речку Химку и коллектор в насыпи?).





А это фото 1935 года из архива Московского речного пароходства. Мост уже построен, по нему едет поезд, но водохранилище еще не затоплено.



1937 год, пригородный поезд на станции Сходня. Фото Александра Бернштейна.



Станция Подсолнечная, 20–40-е годы прошлого столетия.



Станция Крюково в первой половине ХХ века. Фото из архива Музея Зеленограда.



Фото того же (не слишком точно определенного) периода. Хочется сказать, что это снимок времен войны, когда за станцию Крюково разгорелись ожесточенные бои, но видел разные мнения насчет его датировки. Оба пристанционных здания станции Крюково были разрушены в ходе боев за Москву.



Диорама «Бой за станцию Крюково» в зеленоградской школе (бывшей №1739, нынешней — №1194).



После войны на станции Крюково построили новое вокзальное здание по типовому проекту. Фото Николая Гарашина 1970-х годов, но здание, видимо, появилось минимум лет на 20 раньше.



А это снимок первой половины 1950-х. На заднем плане — то же здание и старый, деревянный, памятник на братской могиле у станции Крюково.



В 1956 году памятник заменили скульптурой, которая стоит там и сейчас. Правда, изначально она была развернута в другую сторону — лицом к железной дороге. Фото 1964 года.



1954 год, электропоезд типа С на станции Поварово (фото Р. Лихач из журнала «Огонек»).



Такой же состав на перегоне Фирсановка–Малино в 1951 году.



И еще несколько снимков Александра Бершнтейна с этого живописного места. Поезд Ленинград–Москва с паровозом.



Футуристичного вида дизель-поезд ДП-5, 1952 год. В 50-х годах такие поезда курсировали между Москвой и Ленинградом и считались самыми быстрыми и комфортабельными поездами своего времени на железных дорогах Советского Союза.



Приближаемся к Москве. Платформа Планерная, 1961 год. Фото Н.А. Крутова.



Электропоезд ЭР1 вблизи платформы Петровско-Разумовское, 1959 год. Фото Lawrence Monthey



И вот конечная станция — Ленинградский вокзал. Фото 1963 года называется «Возвращение с лыжной прогулки».



Электричка ЭР1 на Ленинградском вокзале, 1960-е годы. Фото из коллекции Егора Казакова.



Обратите внимание, что в те годы на Ленинградском вокзале еще сохранялся встроенный дебаркадер. Этот снимок 1969 года.



Пока на Ленинградском вокзале затевали реконструкцию, неподалеку от станции Крюково строился город-спутник Москвы Зеленоград. Вот такой вид открывался в 1963–64 годах на станцию с территории современного 8-го микрорайона Зеленограда. Фото из архива семьи Черкасовых.



А вот и сам 8-й микрорайон. Вид с противоположной стороны железной дороги, с современной Заводской улицы. Фото 1970 года с сайта swamp.ru.



Привокзальная площадь со стороны поселка Крюково в 1970-е годы. Во второй половине 80-х эта территория тоже вошла в состав Зеленограда, а значит, и Москвы.



А это противоположная сторона от железной дороги — Крюковская площадь, 1981 год.



Она же в 1976 году. Фото Анатолия Мезинова.



В ожидании электрички на платформе станции Крюково, 1970-е годы.



То же действо на том же месте, но во второй половине 1980-х годов. Фото Юрия Сиганова.



Станция Сходня в первой половине 1970-х. Фото Виктора Фирсова.



Старый вокзал станции Сходня, простоявший до конца 90-х годов (сейчас там монструозный торговый центр). Фото первой половины 80-х из архива Веры Земсковой.



Ленинградский вокзал в те годы (на снимке — 1978-й) выглядел так.



Электрички ЭР2 на Ленинградском вокзале. Фото Валерия Шитова 1984 года. Если приглядеться, дебаркадера уже нет, он превращен в зал ожидания.



Перроны Ленинградского вокзала в 1997 году. Фото Aare Adamson.



Внутри вокзала в ту эпоху — Ленин и сплошные челноки. :) 1995 год, фото Patrick Murphy.



А это 2000 год и поезда ЭР-200 — предшественники «Сапсана» — на Ленинградском вокзале. Снимок Д. Щукина.



Еще несколько снимков техники той эпохи. Поезд дальнего следования и пригородная элетричка между платформами Останкино и Петровско-Разумовское. Вторая половина 90-х.



Сине-зеленая электричка у платформы Левобережная. 1990-е годы, фото Игоря Клыкова.



Локомотив ВЛ-23 на станции Поварово. 1996 год, фото Игоря Клыкова.



Пульт дежурного по сортировочной горке у платформы Моссельмаш, 1994 год. Очень мне нравилось в детстве смотреть там с моста на сортировку вагонов. :)



Ну, а что же станция Крюково? Вот так она и прилегающая Крюковская площадь выглядели с воздуха в 1990 году. Фото Вячеслава Киселева.



А это снимок 1996 года. Заслуживают внимания таблички с названием остановочного пункта.



В 2000 году в Зеленограде было открыто моторвагонное депо «Крюково». Электрички на территории депо, 2007 год.



Это пошли уже, можно сказать, современные фото из архива Инфопортала Зеленограда. Станция Крюково, 2004 год.



2006 год.



2009 год.



Подъезд к станции Крюково со стороны Москвы. Взгляд глазами машиниста. Фото 2009 года.



2009 год.



Вокзал на станции Крюково, 2010 год.



В 2009 году состоялся исторический для РЖД запуск «Сапсанов» между Москвой и Санкт-Петербургом. Фото 2014 года — «Сапсан» проезжает мимо Зеленограда.



«Прорыв» РЖД обернулся простоями электичек для пропуска «Сапсанов», увеличением времени закрытия переездов и ликвидацией некоторых наземных переходов через железную дорогу.



В 2013 году прошла очередная реконструкция Ленинградского вокзала. Вот так он выглядел до нее...



...а вот так — после. Оба фото — РЖД.



В том же году на Октябрьской магистрали запустили вагоны-автовозы. Фото РЖД с Ленинградского вокзала.



Практически одновременно с реконструкцией самого вокзала обновилось и стоящее рядом веерное депо Николаевской железной дороги — его частично снесли, частично — отреставрировали. Фото 2015 года.



На станции Крюково тоже велись свои реконструкции. Вот так выглядела Крюковская площадь и подземные переходы на ней в 2011 году.





А вот так переходы стали выглядеть в 2014-м. Вопрос с их ремонтом не мог решиться очень долго, пока не случились выборы в Мосгордуму. Естественно, обновление переходов записали в заслуги зеленоградскому кандидату от партии власти.



Пригородные кассы с электронным табло на Крюковской площади, 2014 год.



В том же году был построен надземный переход на следующей зеленоградской остановке, Алабушево.



В Крюково ремонтные работы продолжились в 2015 году, когда железнодорожники приступили к обновлению платформ.



Благодаря временным деревянным перронам у пассажиров появилась возможность мысленно перенестись в 1851 год. :)



Но главным было строительство четвертого главного пути на участке Москва–Крюково, с появлением которого связывались многолетние обещания властей решить проблему транспортной связи Зеленограда с большой Москвой, поскольку наличие четырех путей позволило бы развести скоростные поезда и обычные электрички по разным рельсам. За несколько недель до завершения строительства я побывал в пресс-туре на этом объекте (см. пост «Выделенка для поездов, или На "Ласточке" по четвертому пути Москва–Крюково»). Снимок сделан у платформы Фирсановская.



С появлением четвертого пути между Москвой, Зеленоградом и Тверью собирались запустить скоростные поезда «Ласточка». Для их пассажиров в сентябре 2015 года над перронами Ленинградского вокзала возводили навесы.



Тем временем из-за постоянных отмен электричек в связи с ремонтными работами ситуация на железной дороге катастрофически ухудшилась. Фото Юлии Тимошиной с Ленинградского вокзала.



И вот 1 октября 2015 года — торжественный митинг в Зеленограде в честь запуска «Ласточек».



И прибытие на станцию Крюково одного из первых таких поездов.



«Ласточки» на Ленинградском вокзале. Фото РЖД.



Не буду углубляться в эту тему, но скажу, что запуск «Ласточек» не оправдал ожидания всех зеленоградцев. А железная дорога между Москвой и Крюково теперь выглядит так. Участок в районе станции Сходня. Фото AirDrones.



Фото с эстакады через железную дорогу в Фирсановке.



Эстакаду эту открыли летом нынешнего года. Архивное фото ее строительства — с сайта подрядчика, крупной компании «Стройтрансгаз».



Эстакада была необходима для того, чтобы ликвидировать железнодорожный переезд, который и так де-факто закрыли с началом строительства путепровода. Внакладе в итоге остались пешеходы, которым пришлось изменить свой привычный маршрут к автобусным остановкам на менее удобный — через плохо обустроенный подземный переход.



Эстакада над железной дорогой в Фирсановке. Лето 2016 года.



Электрички в депо «Крюково». Зима 2016 года. Фото AirDrones.



Вот, кстати, несколько фото из депо, в котором по случаю одного публичного мероприятия летом нынешнего года побывал мой коллега.



Надо будет тоже как-нибудь напроситься туда на экскурсию и сделать подробный материал.





В сентябре 2016 года было запущено пассажирское движение по Московскому центральному кольцу. Для Ленинградского направления это означало, что платформа НАТИ, расположенная близ станции МЦК «Лихоборы», превратилась из одной из самых бесполезных в одну из самых востребованных. С 11 декабря там должны начать останавливаться все электрички, кроме «Ласточек».



Со временем тут вырастет здоровый транспортно-пересадочный узел, а пока построен только надземный пешеходный переход. Про пересадку с НАТИ на «Лихоборы» я подробно рассказывал в посте «МЦК глазами зеленоградца».



Вот так теперь выглядят мосты МЦК через Октябрьскую железную дорогу. Я же обещал вернуться в это место в конце поста. :)



У платформы НАТИ сейчас также строится Северо-Восточная хорда, которая свяжет Новую Ленинградку и Дмитровское шоссе. В общем, скоро здесь будет центр вселенной, хотя еще недавно надпись «со всеми остановками, кроме НАТИ» была едва ли не самой распространенной на Ленинградском направлении. :)



И в завершение современный вид вокзала у станции Крюково. Несколько лет назад его перекрасили в корпоративные цвета РЖД, а в 2015 году, к запуску «Ласточек», впервые за долгие годы открыли маленький зал ожидания, буфет и... ломбард.



Осенью 2016-го начался очередной ремонт здания...



Другие материалы об ОЖД:
«Выделенка» для поездов. На «Ласточке» по четвертому главному пути Москва–Крюково
Теперь и салатовая! Новые пересадки на метро с электричек Ленинградского направления
С НАТИ на МЦК. Московское центральное кольцо глазами зеленоградца
Открыта эстакада через железную дорогу в Фирсановку

Другие железнодорожные посты:
Анатомия «Ласточки». Что представляет собой лучшая российская электричка
Поезд с начинкой. Передвижной выставочный комплекс РЖД
В музей метро не выходя из метро. Центр профориентации столичной подземки
Tags: Зеленоград, Петровско-Разумовское, железная дорога
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments