Бывали ли вы когда-нибудь на экскурсии или просто в музее, когда он уже закрыт? А я вот в компании других блогеров - да, и ощущения надо сказать потрясающие. Ну во-первых, это не просто музей, во-вторых, это самый необычный, красивый и известный собор страны, ну и в-третьих - экскурсию нам проводила сама Татьяна Сарачева (директор музея). Как вы уже догадались, экскурсия у нас была по Покровскому собору что на рву (больше известным под названием Собор Василия Блаженного).
Чуть больше полугода назад собор отпраздновал свое 455-летие. Он возводился в 1555–1561 гг. по велению царя Ивана Грозного в честь покорения Казанского царства и представляет собой комплекс сразу из нескольких церквей. Если быть точным, то запланировано, собственно столько и построено, было девять церквей: восемь симметрично расположенных храмов в честь православных праздников, на которые приходились основные события Казанского похода, вокруг одного главного - Покровского собора. Позже храмовый комплекс обзавелся отдельностоящей шатровой колокольней и церковью над местом захоронения Василия Блаженного.
Находящийся у всех на виду не одно столетие, Покровский собор по сей день тщательно скрывает все тайны своего существования, раскрытие которых не перестает удивлять историков и реставраторов. Так например, лишь в ХХ веке в ходе реставрационных работ интерьера центральной церкви была открыта оригинальная надпись, указывающая на точные годы постройки собора.
Наша экскурсия по "тайнам" Покровского собора началась с церкви Василия Блаженного, расположенной в подклетной части. Здесь же в лабиринтах и помещениях подклета размещена основная экспозиция музея. Все представленные экспонаты, умело восстановленные реставраторами, подлинные и тесно связаны с историей собора.
Если бы мы ходили в Покровский собор гораздо чаще (не один и не два раза за всю свою сознательную жизнь, ну а хотя бы раз каждый год), мы бы каждый раз проделывали новый маршрут по его помещениям. Все дело в том, что реставраторам открываются все новые и новые, ранее недоступные, помещения и пространства. Так с 2011 года площадь помещений подклета увеличилась втрое и для посетителей стали доступны 6 новых помещений с уникальными артефактами.
А если мы посетим собор еще через какое то время, мы не только узнаем, что храмовый комплекс "пополнится" еще одной церковью, но и сможем посетить ее. Мало кто знает, что рядом с захоронением Василия Блаженного завещал похоронить себя еще один юродивый Москвы - Иоанн и над местом его захоронения, как водится вскоре была возведена церковь. Пока вход в церковь обозначен достаточно условно, но совсем скоро сама церковь будет всем желающим.
Ну а мы, ознакомившись с экспозицией, размещенной в подклетных пространствах, по очень крутой и узкой винтовой лестнице поднимаемся на второй ярус.
Фактически после голых кирпичных стен первого яруса, помещения второго яруса переносят посетителя в совершенно в другой, мистический мир. Лично у меня было ощущение, что я оказалась в центре детской игрушки - калейдоскоп, где с каждым шагом по лабиринту галерей перед глазами, словно волшебные узоры, распускались причудливые цветы, покрывающие своды и стены. Причем каждое помещение, каждая церковь имеет свою роспись или не имеет вовсе, но и отсутствие росписи - огромная историческая ценность.
В разные столетия своего существования Покровский собор, точнее его интерьер обновлялся - менялись виды росписи и материалы. Но благодаря многолетнему и кропотливому труду советских, а потом и российских реставраторов, удалось сохранить все исторически значимые слои росписей. Одновременно увидеть все эти метаморфозы можно в центральном храме: роспись под кирпичную кладку XVI века, фресковый цветочный орнамент XVII века, и яркие и насыщенные цветочные мотивы в масле XIX века. Но иногда для истории ценнее и обычная побелка возрастом не одно столетие, чем яркие лики святых.
Среди бесконечных уголков второго яруса и церквей, есть зал-сокровищница Покровского собора, с небольшим "окошком в прошлое".
Для посетителей к посещению доступны 8 из 9 церквей второго яруса и в каждой из них старились восстановить первоначальный облик.