galik_123 (galik_123) wrote in moya_moskva,
galik_123
galik_123
moya_moskva

Categories:

Дом с кошками



В узком Козихинском переулке можно пройти мимо длинного четырехэтажного жилого строения № 10, не обратив внимание на любопытный декор. Но можно остановиться и попытаться расшифровать символический язык модерна. Ведь каждая постройка эпохи модерна, в том числе и доходные дома, обладает индивидуальным архитектурным образом, каждая по-своему уникальна.
По сравнению с большими доходными домами Москвы, которые получили широкое распространение на рубеже XIX-XX веков, дом выглядит, конечно, скромнее. Однако в архитектурном оформлении парадного фасада присутствуют оригинальные элементы модерна. Фасад здания покрыт лепным растительным и животным орнаментом и маскаронами в форме женских головок.

Считается, что в XVI-XVII веках этот уголок Москвы служил местом выпаса коз, шерсть которых поставлялась к царскому двору. Отсюда название - Козихинский переулок. В XVIII веке участок входил в состав обширной усадьбы. В 1902 году купец Казимир Станиславович Клингсланд выкупил здесь землю и начал застраивать её доходными домами для среднего класса с пяти- и шестикомнатными квартирами. Архитектором стал Гавриила Николаевич Иванов (1861-1935). Получив в 1887 году свидетельство на право ведения строительных работ, проектировщик занимался объектами самолетостроительного акционерного общества "Дукс". В 1910-х годах Гавриил Иванов имел должность архитектора сразу на нескольких объектах - Средних торговых рядов, Пассажа, театра Г.Г. Солодовникова, Московского бегового общества.
В 1908 году владение Клингсланда перешло в руки страхового общества "Россия", лидера добровольного страхования, значительные суммы переводившего на покупку недвижимости. В том же году помещения в доходном доме арендует Товарищество просвещения и редакция художественного сатирического журнала "На распутье" С.П. Серебровского. Здание и после революции не утратило функции жилища. Известно, к примеру, что с 1928 года квартиру №11 занимал Василий Шкваркин, советский драматург, автор комедий и водевилей.




Что же можно увидеть на фасаде? Внимание привлекает прежде всего декор над окнами третьего этажа под прямоугольным карнизом - выгнувшие спину кошки, может быть породы мейн-кун, их иногда называют мини-рыси. Кошки окружены извивающимся плющом.




Кошки отвоевали свое место в архитектуре того времени. Правда, существует мнение, что это не кошки, а рыси. Но у рыси значительно короче хвост, длиннее и острее ушки.




Над окнами первого этажа можно увидеть оскаленные пасти волков в обрамлении растительных стеблей.




По сторонам от входа в подъезд - наверное, это лисьи морды и виноградные гроздья, как подсказали в комментарии.




Второй этаж украшает растительный орнамент из узких длинных листьев и цветов. Возможно, это чертополох.




А эти растения напоминают подсолнух.




Большие окна подъезда со стрельчатым завершением обрамлены капителями с традиционными элементами из арсенала стиля модерн - женскими головками в средневековых шлемах и со стилизованными локонами.















Над подъездом - горельеф богини Ники с крыльями и пятиконечной звездой "во лбу".




Сам дверной проём завершен замковым камнем с гротескной маской.




В доме Клингсланда есть пара ризалитов, выделяющих лестничные клетки, и проездная арка, ведущая во внутренний двор. Прежде и там стоял доходный дом, построенный Ивановым, но он был снесён в 1970-е годы.




Дом с кошками в Большом Козихинском переулке недавно стараниями движения «Архнадзор» был признан выявленным объектом культурного наследия. Несмотря на это кто-то из жителей решил увеличить свою жилплощадь за счет чердачных помещений. Налицо явная несогласованная реконструкция исторического здания.



Источник информации: moskvichmag.ru
Tags: достопримечательности, краеведение, модерн, цао, центр
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments